Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 28 июня 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/13210/

О чём писали «северяне» 100 лет назад

рубрика: История
Автор: Руслан СМИРНОВ

СТОЛЕТИЕ НЕМЕЦКИХ КОЛОНИЙ. Поволжские немецкие колонии торжественно справляли 10 июня столетний юбилей своего существования. Переселённые Екатериной II в степи, трудолюбивые немцы превратили эту степь в хлебородные поля, цветущие сады, богатые виноградники, создали великолепные селения, не уступающие городам по своему благоустрой­ству, насадили школу и скоро открывают первую гимназию.


В одном только Зельце до 1200 каменных домов. Повсюду обязательная грамотность. Торжества происходят в колонии Зельце, куда стеклось население колоний Страсбурга и Канделя в праздничных нарядах. Утром освящена была красивая статуя мадонны, поставленная в нише. У костёла собралось всё духовенство колоний. Государю императору отправлена верноподданническая депеша, прочитанная патером с паперти народу. Провоз­глашена была здравница за папу римского.

Колонии сплошь украшены национальными флагами. Устроена масса здоровых развлечений для молодёжи. Восторгом встречено предложение соорудить памятник императрице Екатерине. Вечером колонии были иллюминированы.

* * *

ПОШЕХОНЬЕ. С мая открылся сезон деревенских гуляний. Гулянья приурочиваются к местным праздникам и посещаются не только молодёжью, но и людьми женатыми и пожилыми.

День гулянья – день хлопот для деревенских модниц. Гулянье – случай лишний раз показать свои наряды. Наряжаются во всё лучшее. Шляпка с вуалью на загорелом лице, перчатки на загрубелых руках – не исключение. Но, в общем, получается такая кричащая безвкусица, такая безобразная уродливость, что становится жалко деревенских модниц и обидно за вечного труженика крестьянина, погрязшего в невежестве.

Обычное явление деревенских гуляний – драки. Дерутся чаще так, без причины, спьяна. Дерутся не двое, не трое, а целыми партиями. Крики, нецензурная брань стоят в воздухе. Мозолистым кулакам помогают трости, колья, ножи. В результате – синяки и ссадины на теле, дыры на одежде. А на другой день с утра и до ночи тяжёлая, одуряющая работа, и так до следующего пьяного отдыха.

* * *

РОСТОВ ЯРОСЛАВСКИЙ. В воскресенье 22 июня состоялась закладка здания мужской гимназии имени А. Л. Кекина. Церемониал начался при большом стечении народа крестным ходом из собора к месту закладки. Оркестр встретил крестный ход гимном «Коль славен». Перед молебствием была произнесена прочув­ственная речь, в которой выражалась глубокая признательность памяти жертвователя «трудолюбивого и бережливого аскета» А. Л. Кекина. Надо сказать, что характеристика Кекина, сделанная оратором, страдает натяжками и элементом идеализации.

Кекин – ростовский купец той эпохи, когда «чумазый» прокладывал себе путь в России, когда укреплялся и развивался во всей хозяйственной жизни страны всепобеждающий капитализм, с поразительной лёгкостью, сосредотачивая в руках разных Колупаевых и Разуваевых огромные богатства. На счастье, А. Л. Кекин проникся идеей просветительства и попавшие в его руки миллионы передал городу. На эти средства сооружено здесь электричество, проводится новая водопроводная магистраль, и вот по проекту строится грандиозная гимназия.

После молеб­ствия под актовым залом в фундамент была заложена медная доска с надписью, гласящей о событии, именно где, когда, кем, на какие сред­ства и что было построено. Приводится список состава городского самоуправления, упоминаются царствование, начальствование губернии, исправничество и архиепископство. Воздвигается крест, крестный ход возвращается в собор, играет музыка. Церемония кончилась.

Приведём некоторые подробности относительно здания. В нём будет помещаться 18 классных комнат, 15 учебных и других кабинетов, 2 аудитории: одна – на 300 человек, другая – на 75 человек, актовый зал, два рисовальных класса, три рекреационных зала-коридора, гимнастический зал, два столовых зала и пр. Всё здание имеет объём около 5300 кубических сажень, трёхэтажное, рассчитанное на 720 человек учащихся. К нему примыкает трёхэтажный корпус для квартир администрации гимназии и сзади дом для служителей.

* * *

ЗАКЛАДКУ ЗДАНИЯ муж­ской гимназии имени А. Л. Кекина справили с необходимой церемонией, с помпой. «Строители» в цилиндрах, с красной лентой на шее чувствовали себя героями дня. Их имена сохранятся для предков, они занесены на доску и не умрут в сердцах обывателя.

Гимназия – это плод их трудов. Ими будут гордиться. А тех, оборванных, в лаптях, с поблекшими исхудалыми лицами, одиноко стоявших вдали в разных концах возведённого ими фундамента, позабудут. Где позабудут? Их просто даже никто не будет знать, их не вспомнят. Они – только «рабочие». Рабочие, согнанные «царём-голодом» почти из всех губерний северного района. Здесь владимирцы, тверичи и костромичи с вологжанами. Все они согнаны голодными деревнями, безземельем, завербованы из великой армии безработных.

Глубокий и резкий контраст между этими двумя группами строителей! Контраст, увеличивающийся ещё более, если мы укажем на те условия, в каких приходится жить рабочим на постройке. Заработная плата их очень низка. Подённые получают: мужчины – 70 копеек, женщины – 60 копеек. За эту плату они таскают кирпич, камень, воду, цемент, сеют песок с 5 часов утра до 7 часов вечера при двухчасовом перерыве для обеда. Харчи и квартиры свои. Живут в подвалах, сараях.

Для тех, кто живёт помесячно, выстроен барак для жилья. Барак дощатый, холодный и сверху во время дождя промокает и течёт. Стоит холодная, ненастная погода с дождями, и можно представить все удобства барачного помещения. Грустная картина.

На днях рабочие было объявили забастовку, бросив работы. Предъявили требования об улучшении условий. Подрядчики подумали, купили водки, споили бастовавших, и этим дело кончилось. Так строится гимназия, этот культурный памятник Ростова.