Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 12 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/14949/

Нашла отца через 65 лет

рубрика: История
Автор: Татьяна ЕГОРОВА

Жительница Ярославля Тамара Михайловна Баранова впервые за много лет увидела фотографию своего отца, погибшегов Великую Отечественную войну, и узнала, где он погиб.


– Я до сих пор не могу опомниться. Смотрю и плачу. Теперь хоть спокойно умру. Буду знать, что папу своего я нашла.

Помогли ей в этом хорошие люди, из тех, кто не только по долгу службы, но и по велению души занимаются историей Великой Отечественной.

Музей истории Ярославского моторного завода уже давно ведёт картотеку участников войны. В ней около двух тысяч фамилий и короткие сведения о каждом, ушедшем с завода на фронт. Более трёхсот человек погибли, но это неполные сведения, оговаривается сотрудник музея Ксения Борисовна Касич, а лишь факты, которые удалось установить. Судьбы многих из тех, кто ушёл воевать и не вернулся, остаются невыясненными. Поэтому в музее фиксируют всякую, даже самую маленькую, крупицу новой информации в надежде, что именно она поможет установить истину. Так случилось и в этот раз.

В музей пришёл кандидат исторических наук Фёдор Фёдорович Кокорин. Сказал, что пишет книгу об участниках войны из Норского и назвал интересующую его фамилию: Тетнёв Михаил Николаевич. По его данным, тот работал на заводе. Родственники утверждают, что погиб, но в Книге Памяти он такую фамилию не нашёл. Не оказалось её и в заводском перечне погибших. Хотя в списке ушедших на фронт он есть.

Ксения Борисовна Касич и Кокорин ещё раз открыли Книгу Памяти вместе. В шестом томе значится Тетнов. Не Тетнёв, который был им нужен, но тоже Михаил Николаевич. Следующая строчка – Парфеньевский район – обозначает, видимо, место рождения. В картотеке музея, основанной на данных заводского архива, прочли о том же: родился в деревне Бабкино Парфентевского района Костромской губернии. Как видим, совпало и название района. Одна буква, правда, опять подвела, но могут ли быть случайностью остальные совпадения?

К личной карточке Михаила Николаевича Тетнёва приложена маленькая фотография, переданная в своё время в музей тоже из заводского архива (на снимке). Судя по всему, снимок предназначался для пропуска. Но когда в музей пригласили Тамару Михайловну, радости её не было предела:

– Это мой папа!

В семье ни одной фотографии не сохранилось. Во время переезда они погибли вместе с документами, среди которых была и похоронка. После того, как стало ясно, что Тетнов и Тетнёв – один и тот же человек, можно с уверенностью говорить и о дате и месте гибели отца Тамары Михайловны. Судя по Книге Памяти, он погиб 28 августа 1943 года и похоронен в деревне Оберг Спас-Деменского района Смоленской области.

Тамара Михайловна хорошо помнит отца, в армию его призвали, когда ей было одиннадцать лет. Всё, что узнала о нём, что рассказывала мать, она сообщила музею. Так в дополнение к скупым строчкам заводской картотеки в музее появилось подробное жизнеописание ещё одного защитника Родины.

Михаил Тетнёв из зажиточных костромских крестьян: двух-этажный дом, маслобойка, выездная тройка лошадей. Женился он на вдове, имевшей дочь Елену, в 1931 году родилась дочь Тамара.

После того, как их раскулачили, и над ним нависла опасность ареста, Тетнёв перебрался с семьёй в наше Норское. Жили на квартире, осенью 1936 года Михаил Николаевич устроился на автозавод (будущий моторный) кладовщиком и почти сразу же начал строить тесовый дом. Перед войной дом ещё не был совсем готов, но семья всё-таки туда въехала.

У него были золотые руки, работы он не боялся и, казалось, умел всё. Для своего дома всё сделал сам: стол, стулья, диван, буфет. Любил играть на баяне, на балалайке – на новом месте сразу стало уютно.

21 февраля 1942 года его призвали в армию. В одном из первых боёв получил тяжёлое ранение – оторвало нижнюю челюсть, лечился в Ташкенте, где ему сделали пластическую операцию: поставили металлический протез. Позже он жаловался, что зимой лицо мёрзнет.

На поправку от- пустили домой в Ярославль. Раненый фронтовик приглянулся военкомату, и его оформили к себеобучать допризывников. Занятия проводились на Которосли. А в выходные он достраивал дом: утеплял его, засыпал фундамент. И ещё портняжничал, сапожничал. С одеждой у жены и детей было плохо, впереди зима, вечер за вечером Михаил Николаевич одел и обул всю семью. Из своей шерстяной толстовки Тамаре сшил пальто, которое она потом долго носила, и очень тёплые бурки.

Пришло время, когда допризывники, которых он обучал, должны были отправиться на фронт. Тетнёв очень переживал, как же они там будут одни, такие молодые, необстрелянные, и попросился вместе с ними. Просьба его была удовлетворена.

Рост он имел 1 метр 90 сантиметров. Родные всегда считали, что именно по этой причине во время первой же атаки он, возвышаясь над всеми другими, был смертельно ранен в голову и погиб.

Комментарии