Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 03 февраля 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/15783/

Мы все в долгу у Соловецких юнг

рубрика: История
Автор: Татьяна ЕГОРОВА
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

В начале этого года корреспонденты «Северного края», как всегда, отчитывались перед своим руководством о судьбе писем и обращений, поступивших к ним в минувшем году. Одни письма и обращения стали поводом для публикаций в газете, другие полностью или частично были напечатаны. С помощью газеты удаётся решать весьма непростые вопросы. Хотя, конечно, далеко не все. Есть тупиковые темы.


Много раз, например, газета писала о фактах неправомерного вторжения строителей в историческую часть города. В очередной раз возмутился этим в своём письме А. Е. Нечаев, но будет ли услышан его голос, когда прозвучавшие до него не услышаны? Т. Н. Спиридонова пишет о громадном «новоделе», рядом с которым дом-музей Л. В. Собинова смотрится теперь карликом, и о неудобствах, возникших у жителей в связи с этой стройкой. Но что толку сотрясать воздух после того, как новый дом уже стоит, не в обиду будь сказано Тамаре Николаевне.
Однако на одной тупиковой теме хочется остановиться подробнее.
В редакцию обратился бывший заместитель начальника цеха Ярославского завода топливной аппаратуры Юрий Александрович Спиридонов. Он же - в своё время военный моряк, начинавший службу юнгой Северного флота в знаменитой Соловецкой школе юнг.
Эту школу, созданную в 1942 году для 15 - 16-летних мальчишек по приказу наркома Военно-морского флота адмирала Н. Кузнецова, прошли 4,5 тысячи человек, в том числе 188 ярославцев. Сейчас в Ярославле осталось в живых из них девять («а ходячих четверо», - добавляет Юрий Александрович). Все в немалых годах, и у кого есть силы, отдают их хлопотам, которые считают своим долгом перед ушедшими товарищами.
Начиная с 1999 года (!) они безуспешно добиваются присвоения одной из улиц или площадей города имени Соловецких юнг.
Так кто же и почему против?
В мэрии Ярославля дей­ствует межведомственная комиссия по топонимике, которая занимается подобными проблемами. В каждом случае она выносит экспертное заключение, на основании которого руководство города и принимает решение.
Что касается улицы (площади) Соловецких юнг, то у её противников аргументы, по меньшей мере, странные. Цитирую официальные ответы.
Заместитель мэра А. А. Ипатов: «Ввиду того, что названия улиц и площадей города, состоящие из двух и более слов, в повседневной речи, как правило, сокращаются и искажаются, комиссией было принято решение не вводить в топонимику города название «Соловецкие юнги».
Не нравится, что в наименовании два слова, а не одно? Но есть улицы Елены Колесовой, Большая Октябрьская, а в Москве есть площадь имени Соловецких юнг, и ничего.
Пугает возможность искажений? Похоже, главное дейст­вительно это. Заместитель мэра В. В. Величко: «Данное словосочетание создаст затруднения в процессе функционирования и будет сущест­вовать в вариантах: Соловецкие, Соловки и т. д. с переосмыслением в негативном плане, оскверняя память героев».
«Негативный план» подразумевается один - Соловки были местом ссылки, ГУЛАГа. Но история Соловков не сводится к этому. Потрясающие сооружения XVII - XVIII веков - это история России. По словам академика Д. С. Лихачёва, знавшего здешние лагеря не понаслышке, «Соловецкий монастырь был тем центром, который активизировал государственную, социальную, хозяйственную и культурную жизнь всего Русского Севера». Почему же название нашей ярославской улицы (площади) не сможет сопровождаться «переосмыслением» в эту позитивную сторону, а обязательно в негативную?
- Соловки нехорошее слово? - волнуется Спиридонов. - Да мы на него молимся!
Лагерь был ликвидирован в 1939 году, и на Соловках были созданы военно-морская база и учебный отряд Северного флота.
- Преподаватели и командиры воспитывали в нас любовь к морю и кораблям, - рассказывает бывший юнга Василий Александрович Буфетов, которого в Ярославле помнят как заведующего научным отделом ПТНИИ и ВНИИТТ. - Здесь мы учились, стали классными специалистами, узнали чувство морского братства, которое для нас не пустые слова до сих пор.
Ярославские воспитанники школы юнг воевали на кораблях всех флотов и всех классов - от торпедных катеров до крейсеров, все достойно прошли Великую Отечественную, награждены. Не может слово Соловки, напоминающее о месте, где они возмужали, «осквернить память героев». Никак не может.
Кроме того, Соловки - это ведь удивительная природная и рукотворная красота. Недавно по телевидению прошёл замечательный фильм о Соловках, он называется «Место силы». Авторы фильма приводят слова разных людей, встреченных здесь: местных жителей, монахов, паломников, туристов, реставраторов - архипелаг, кстати, теперь имеет статус историко-архитектурного заповедника. Вот некоторые из этих высказываний, которые я записала:
«Остров притягивает людей».
«Соловки - это мощь, это гордость за предков, которые здесь всё построили, гордость за творение рук человеческих».
«У меня было ощущение, что я здесь родился».
«Как приехал - тут всё моё».
«Соловки - это символ, но для разных людей он разный».
«Люди всегда считали это место святым, что бы здесь ни происходило».
В общем, как говорится в том же фильме, «Соловки такие, как к ним относятся».
Но обратимся к историко-топонимическому справочнику «Ярославль», вышедшему в 2006 году под редакцией
А. Ю. Данилова и Н. С. Землянской. Книга прекрасная, полезная, в ней обобщён огромный труд авторов, хорошо знающих и любящих город. Но, как и всем людям, им свойственно ошибаться. Во вступительной статье «Из истории названий улиц Ярославля» среди прочего рассказывается о том, как работает межведомственная комиссия по наименованию улиц, о которой мы упоминали. И в качестве примера приводится что вы думаете? Ну, конечно, наш с вами случай. Вот эти строки дословно.
«Далеко не всегда комиссия предлагает мэру удовлетворить просьбы о переименовании... Такова, например, судьба просьбы городского совета ветеранов о присвоении одной из площадей Ярославля имени «площадь Соловецких юнг». При вынесении окончательного решения комиссия руководствовалась следующими соображениями:
1. Громоздкое название и в повседневной речи, вероятнее всего, сократилось бы до формы «Соловецкая», что приведёт к искажению первоначального смысла названия» (комментарии по этому поводу смотри выше, Т. Е.).
2. Школа Соловецких юнг находилась в Архангельской области и, хотя в ней в годы войны обучалось несколько десятков ярославских ребят (на самом деле 188, Т. Е.), непосредственной связи с Ярославским краем она не имела (а с Москвой почему-то имела, там на площади их имени открыт даже памятник Соловецким юнгам, Т. Е.), поэтому «привязать» топоним к конкретному, связанному с данным историческим событием месту в Ярославле не представлялось возможным».
А как у нас «привязан» к месту Вечный огонь? А памятник воинам-ярославцам посреди бульвара на улице Чайковского? А площадь Волкова почему так называется, ведь первые представления Фёдора Волкова разыгрывались совсем в другом месте?
Я уж не говорю о Пушкине, Гоголе и Салтыкове-Щедрине, именем которых названы наши улицы. Следуя логике членов уважаемой топонимической комиссии, «привязали» их к нашему городу совершенно неправомерно. В Ярославле им просто не должно быть места!
Те, кто не хочет, чтобы в топонимике города появилось дорогое старым морякам имя, ссылаются на то, что в Ярославле уже есть мемориальная доска на здании, где раньше был Кировский райвоенкомат (ул. Первомайская, 7а). Но здание это за оградой, в глубине двора - кто его видит? Недавно разговорилась с выпускником Демидовского университета. Несмотря на красный диплом и то, что он вырос в Ярославле, молодой человек признался, что никогда даже не слышал о Соловецких юнгах. А была бы улица или площадь, наверняка хотя бы раз поинтересовался, кто это.
Юнги учитывают и материальную сторону дела. Если назвать именем Соловецких юнг улицу, это потребует определённых затрат, связанных с наименованием и переименованием адресов жилых домов и организаций. А если выберут площадь, един­ственное, что потребуется, назвать по-новому автобусную (троллейбусную) остановку. Моряки даже подыскали варианты. Кто знает, где в городе площадь Мира? Оказывается, на перекрёстке улицы Свободы и проспекта Ленина, где сквер и фонтан. Не прижилось существующее название, так, может быть, приживётся новое? Другой вариант - безымянная площадь между «Водоканалом» и ЦНТИ, есть и другие предложения. Почему бы не назвать именем Соловецких юнг совершенно новую улицу?
В будущем году мы отметим 1000-летие Ярославля, о другой дате - 65-летии Победы на этом фоне в городе вспоминают реже. Так, может быть, сделать в порядке подготовки к ней нашим юнгам подарок, удовлетворить, наконец, их просьбу? Вместе с ними об этом, кстати, все эти годы хлопочут Ярославская областная общественная организация ветеранов, инвалидов войны и военной службы, депутаты разных уровней, но безрезультатно.
В заключение ещё раз о Соловках. Рядом со стеной древнего кремля там стоит памятник юнгам с очень простой и трогающей за душу надписью: «Пусть помнят потомки, что были такие мальчишки».
Хлопоты, которые ведутся в Ярославле уже десять лет и по сути зашли в тупик, ведутся ведь тоже ради этого. Ни для чего больше.