Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 10 октября 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/17961/

О чём писал «Северный край» 110 лет назад

рубрика: История
Автор: Рубрику ведёт кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ. Номера «Северного края» предоставлены ГАЯО

ПИСЬМО ИЗ РЫБИНСКА. В старину господин Великий Новгород долго и ожесточенно спорил из-за первенства с вольным городом Псковом. Ныне идёт глухая борьба между господином Ярославлем и смежным «вольным» городом Рыбинском. Борьба до последнего времени склонялась в пользу молодого и задорного Рыбинска.


Пусть в Ярославле - центр административной власти, пусть Ярославль раскинут широко и далеко по берегу красавицы Волги, пусть Ярославль гордится своими древними святынями. Рыбинск не гнул своей головы перед старшим братом Ярославлем, гордо и надменно показывал на свои летние хлебные караваны, тянувшиеся по Волге, вершил на миллионы рублей хлебные сделки и диктовал цены на хлеб доброй половине матушки России.
Но с течением времени обстоятельства начинают меняться. Ярославль просыпается от своей дремоты и, не шутя уже, мнит Ильёй Муромцем, который много лет сиднем сидел, а потом вдруг встал и забрал силу великую.
Ярославль действительно растёт не по дням, а по часам. Железнодорожные линии связывают его с Москвой - сердцем России и с важными её окраинами. Выйдя в люди, Ярославль устыдился своей патриархальной неряшливости и стал чиститься и подтягиваться.
Не сегодня-завтра по Ярославлю нач­нут бегать электрические трамваи и засветятся по всему городу вместо керосиновых фонарей электрические лампочки. Водопровод и телефон приобрели уже в Ярославле право гражданства. Подкапываясь под благосостояние Рыбинска, Ярославль мечтает устроить обширную гавань для приюта волжского каравана. Что же пока поделывает Рыбинск?
Увы, он шатается, и, если вовремя не соберётся с силами, то, чего доброго, нач­нёт падать. Неурожаи, улучшение Мариинской (речной) системы, проведение новых железных дорог - всё это влияет на уменьшение хлебной торговли города Рыбинска, на умаление его значения как торгового центра. Караван мельчает с каждым годом, и Рыбинск, чающий спасение только от хлеба, хиреет.
Но не странно ли следующее явление: иностранцы наводняют Россию, ютятся в уездах, в глухих местах, строят громадные заводы, фабрики и наживают большие капиталы, а мы - рыбинцы, как перестали к нам хлеб возить, так и руки опустили и перед исконным нашим соперником Ярославлем уныло голову склонили!
Для каждого должно быть ясно, что теперь самый благоприятный момент для фабрично-заводской промышленности, и хлебному Рыбинску ничто не мешает превратиться в важный фабрично-заводской центр. Расположение Рыбинска на месте слияния Волги с Шексной и в равном почти расстоянии от Петербурга до Москвы как нельзя лучше благоприятствует его фабрично-заводской промышленности.
Кое-что в этом направлении уже дос­тигнуто. На днях освящены и пущены в ход два значительных лесопильных завода, строится гончарный завод, растёт нефтяное дело - спутник фабрично-заводской деятельности и пр. Но всё это - лишь одни начинания. Необходимо, чтобы наши богачи охотно вкладывали свои капиталы в подобные предприятия.
Лесная торговля широко развивается в последние годы. По Мологе, Шексне и Волге сплавляются ежегодно весной громадные партии леса. В Рыбинске могли бы сосредоточиться все виды обработки дерева: благо, на такие изделия существует большой спрос за границей.
Короче говоря, побольше предприимчивости, побольше энергии, побольше внимания к фабрично-заводскому делу, и Рыбинск не только устоит, но и померяется силами с возгордившимся теперь Ярославлем.
Разумеется, что обыватели города Рыбинска должны прилагать все старания к поддержанию и развитию его благоустройства. Водопровод, телефон, электрическое освещение нам столь же нужны, как и Ярославлю. Расширение и улучшение гавани нам ещё более необходимо, чем Ярославлю.
Касаясь этих вопросов, мы обыкновенно виним городское самоуправление в отсталости города Рыбинска. Но такова уж человеческая слабость: всегда и во всём винить других. Городское самоуправление нуждается в средствах, которых далеко не хватает на введение необходимых улучшений в городе. Да и представители города - плоть от плоти нашей, и если мы сами мало предприимчивы, не очень чутки к общественным нуждам и интересам, не всегда умеем рассчитать выгоды того или другого предприятия, то в праве ли мы жаловаться на однородное явление в среде наших гласных?
Необходимо всем встрепенуться и болеть душой за город и его будущность. Всякая инициатива хороша, хотя бы она исходила не из среды думских гласных.
Почему, например, у нас до сих пор нет городского телефона? Мы слышали, что правительство берёт на себя заботу по уст­ройству телефона, как только в городе наберётся пятьдесят абонентов. Неужели в Рыбинске не найдётся пятидесяти человек, которые знают цену времени и понимают пользу телефона? Верить этому не хочется.
Мы знаем, что уже теперь в обращении у нас в Рыбинске до сорока частных телефонов. От многих нам пришлось выслушивать сетования на отсутствие центральной телефонной станции. Потребность в телефоне, несомненно, назрела. Но каждый в отдельности охает и ахает, и нет инициатора, который собрал бы подписки от желающих абонироваться, и возбудил бы, где следует, ходатайство об уст­ройстве у нас телефона по образцу ярос­лавского.
И так тормозится у нас всякое благое дело за отсутствием инициативы. Caveant consules, т. е. имеющий уши - да услышит.