Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 13 февраля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/19092/

О чём «Северный край» писал 110 лет назад

рубрика: История
Автор: Рубрику ведёт кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ. Номера «Северного края» предоставлены ГАЯО

«Заклад». Из народных обычаев в Пошехонском уезде Ярославской губернии. Этнографическая заметка.


В настоящее время наступает мясоед* – сезон крестьянских свадеб. Всем известно, что крестьянская свадьба потеряла ныне большую половину старинных обрядов и обычаев, коренившихся в древних языческих верованиях. Но на смену старым, исчезнувшим обычаям являются обычаи новые, обычаи, вызываемые потребностями крестьянской жизни. Одним из таких обычаев и является «заклад».
Как известно, крестьянские девушки выходят нередко замуж «самоходкой», т. е. без согласия, а иногда и против воли своих родителей. Полюбится девушке какой-нибудь парень, который и сам бы с удовольст­вием взял её замуж, но, к несчастью, родители которой-нибудь из сторон не соглашаются на этот брак. Тогда девушка решается иногда выйти за любимого парня «самоходкой».
Переговорив со своим возлюбленным, она назначает ему место, куда в назначенное время явится. Парень приезжает на это место и похищает невесту и почти всегда «коробно» с её приданым. Проживши у жениха два-три дня, невеста с женихом едут на поклон к своим родителям. Последним волей-неволей приходится согласиться на нежеланный брак, так как девушка своим поступком обесчестила себя в глазах всех соседей, и замуж её всё равно никто не возьмёт. Таков характер «свадьбы-самоходки».
Когда девушка окончательно условливается с парнем о времени и месте её похищения, она даёт последнему какой-нибудь «заклад» – платок, кольцо или что-нибудь в этом роде. Недаром и в юмористической народной песне поётся:

Всех троих я полюбила,
Всем троим заклад дала:
Кому перстень, кому плат,
Кому зеркало в заклад.

Не получив «заклада», парень ни за что не решится похитить любимую им девушку даже с её согласия. «Заклад» является несомненным доказательством того, что похищение девушки делается с её согласия, а не насильно, так как последнее влечёт уже за собой строгую законную кару.
Мало того, «заклад» гарантирует парня и в другом отношении. Иная девушка, желая посмеяться над парнем, притворно даёт ему согласие на своё похищение. Парень явится в назначенное время на назначенное место, но – увы! Девушки тут не окажется, а вместо неё окажутся её братья, знакомые и т. д., которые насмеются над неудачником, а, пожалуй, даже и поколотят его. Девушка в свою очередь будет говорить, что она согласия своего на своё похищение никогда не давала.
Имея от девушки «заклад», парень всегда опровергнет такое заявление, не говоря уже о том, что он держит в руках и саму репутацию девушки. Кто захочет взять такую девушку, которая «вешалась на шею другому», хотела выйти за него замуж «самоходкой» и даже дала ему «заклад»? «Заклад» в данном случае имеет силу доказательства, так как вещи каждой из деревенских девушек хорошо известны её подругам.
Иногда «заклад» имеет и совершенно иное значение и характер. Так, на моей памяти был такой случай. Одна девушка полюбила парня, который отвечал ей взаимностью. Парень заслал сватов к родителям девушки, которые, к слову сказать, отличались своей скупостью. Началось сватовство, но так как девушка хорошо знала, что родители её по скупости «каши не сварят», то она тайком передала своему возлюбленному «в заклад» всё своё приданое ценой свыше 100 рублей, которое тот и спрятал в надёжном месте.
Когда парень, переговорив с родителями, получил от них отказ, то он, уезжая от них, заявил им: «Так знайте же, что голова-то у вас, а туловище-то у меня». Вскоре после этого объяснился и смысл его слов. Видя, что в данном случае ничего не поделаешь, родители невесты согласились на брак.
Бывает и так, что «заклад» даётся девушкой жениху с согласия её родителей. «Я начну сватню, войду в расходы, а вы передумаете и откажете мне», – заявляет жених. Родители невесты в обеспечение своего слова и дают «заклад». Требование «заклада» со стороны жениха является в данном случае тем более справедливым, что получить официальный отказ от невесты для жениха зазорно.
Недавно был оригинальный случай с подобного рода «закладом». В одной деревне работал парень – плотник, сын подрядчика. Родина этого парня была вёрст за пятьдесят от означенной деревни. Так как работа у парня продолжалась в означенной деревне чуть ли не целых полгода, то парень «слюбился» с одной крестьянской девушкой.
В конце концов он переговорил с родителями невесты, и те отвечали согласием на его предложение. Оставалось парню отправиться только домой и оттуда прислать к невесте официальных сватов. Но тут жених потребовал от невесты «заклада» в том, что она и её родители не отступятся от своего слова.
Доводы жениха были вполне резонны, и невеста с согласия своих родителей отдала жениху в «заклад» своё шерстяное праздничное платье, стоящее до двенадцати рублей. Жених получил заклад, отправился с ним домой и... остался там навсегда. Там он нашёл другую, более выгодную для него невесту, на которой и женился, презентовав полученный им «заклад» своей невесте в виде свадебного подарка.
Родители невесты узнали об этом спустя полгода, когда парень был уже женат. Они хотели было начать против него судебное преследование, но судиться с ответчиком за пятьдесят вёрст неудобно, да и огласка этого дела могла только вызвать насмешки над невестой и её родителями, почему последние и махнули, как говорится, на это дело рукой...