Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 20 февраля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/19168/

«Кобры» над тундрой

рубрика: История
Автор: Инна КОПЫЛОВА

Очерк о Герое Советского Союза Василии Андреевиче Попове, лётчике из уникальной Первой перегоночной дивизии «АЛСИБ», лично участвовавшем в перегоне во время войны 265 самолётов для фронта по лендлизу с Аляски в Сибирь, я закончила обязательством рассказать и о его товарищах, с которыми он разделил годы опасной, удивительной службы. Но не ожидала, что отклик на это обещание придёт так быст­ро. Позвонил полковник, артиллерист Эмиль Соломонович Фербер и рассказал о подарке, полученном из Америки. А перед этим – цепочка случайностей.


Сам Фербер – фронтовик, всю войну прослужил в артиллерийской дивизии резерва Верховного Главнокомандования. История этого воин­ского подразделения сама заслуживает подробного описания, чего стоит её боевой путь – от станции Мга под Ленинградом почти через все фронты до Венгрии!
Среди одноклассников Эмиля Фербера был Семён Резник, на фронте – военный врач. После войны они разыскали друг друга, встречались. Дочь Семёна Резника – Татьяна, стала преподавателем английского, уехала жить в США. Случай связал её с Эвереттом Лонгом, американским пилотом, активистом организации Аэронавтика Арктической Аляски, создателем музея «Воздушные первооткрыватели Аляски» в Фербенксе. В содружестве с якутским журналистом Иваном Негенбля и фотографом Беном Брауном, ветераном дивизии «АЛСИБ», летавшем на «кобрах» в составе перегонщиков из Монтаны в Фербенкс, он работал над книгой об истории дивизии «АЛСИБ», хотел, чтобы книга вышла на английском и русском языках.
Вскоре старшие Резники переехали к единственной дочери в США. Там в переводе Татьяны и вышла книга «Кобры» над тундрой». Один её экземпляр прибыл в Ярославль Эмилю Ферберу. Читать эту книгу без волнения невозможно.
Эмиль Фербер передал книгу в дар Ярославскому музею-заповеднику – на сохранение для всех, интересующихся трассой дружбы и мужества.
Эверетт Лонг, начавший летать в шестнадцать лет, в 1990 году совершил рейс Дружбы по трассе Фербенкс – Якутия на собственном самолёте с дочерью-школьницей Шеннон. В 1992 году его усилиями была организована в Фербенксе встреча ветеранов дивизии, а в 2005 году лётчики эскадрильи «Русские витязи» из подмосковной Кубинки побывали в гостях у него в Неваде. Вместе отметили 60-летие Победы.
В послесловии к книге «Кобры» над тундрой» Эверетт Лонг написал: «Всем, кто работал на перегоночной трассе Аляска – Сибирь: лётчикам и строителям, инженерам и техникам, связистам и метеорологам, медикам и аэродромным рабочим – всем, кто остался жив и встретил день 9 Мая 1945 года, низко поклонимся за их беззаветный труд и мужество. Каждый советский и американский авиатор, погибший на трассе, достоин того, чтобы о нём знали и помнили в веках. Они возложили на алтарь Великой Победы самое дорогое – жизнь».
В марте 1941 года Конгресс США принял закон о лендлизе. Сначала речь шла о поставке самолётов Англии, чьи войска сражались с фашистской Германией в Африке. Когда Германия напала на Советский Союз, Америка расширила действие закона о лендлизе для помощи Советскому Союзу. Вначале самолёты пытались доставлять в СССР судами через Африку, но немецкая авиация и подводные лодки выслеживали и топили эти суда, 584 самолёта пошли на дно, не достигнув Европы.
Затем корабли с военной техникой пошли от восточного побережья Америки до Мурманска и Архангельска – и это был опасный маршрут. И тогда возникла идея создания нового воздушного моста Аляска – Сибирь
(«АЛСИБ»). Впервые трассу через Чукотку, Сибирь, Якутию предложили советские авиаторы во главе с В. Молоковым. В Америке была сформирована группа для перегонки самолётов из штата Монтана в Фербенкс – самую близкую точку на пути в Сибирь.
Проинспектировать трассу было поручено капитану Томасу Дж. Уотсону на бомбардировщике Б-24 «Либеррейтор». Этот экипаж десять дней от Южной Америки – через Каир, Тегеран, Кавказские горы добирался до Москвы. Оттуда летели до Якутска, по будущему пути «АЛСИБа». Трасса действовала на протяжении трёх военных лет. Последний рейс из Фербенкса состоялся 20 сентября 1945 года.
Этот маршрут потрясал смелостью проекта – через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колыму, через необозримые просторы тунд­ры, лесотундры, тайги. В безлюдной местности срочно оборудовали аэродромы для дозаправки самолётов, завозили и монтировали средства связи, радионавигационное и метеорологическое оборудование. Работали днём и ночью вольнонаёмные, трудармейцы, узники ГУЛАГа. 29 октября 1942 года был принят в эксплуатацию аэродром Оймякон.
Трассу разделили на пять этапов для дозаправки самолётов. Была сформирована перегоночная авиадивизия под руководством Героя Советского Союза Ильи Мазурука.
Советский Союз получил почти восемь тысяч истребителей и бомбардировщиков – «Аэрокобры», «Кингкобры», транспортные самолёты. Марш­рут Аляска – Сибирь длиной в семь тысяч миль был невообразимо трудным для человека и машины. Сорок одна катастрофа отметила эти этапы мужества. Тринадцать лётчиков, в том числе трое советских, погибли на Аляске. Ещё не все места гибели экипажей установлены, до сих пор поисковики находят погибшие самолёты.
Рассказывая о рядовых перегоночной трассы Аляска – Сибирь, Эверетт Лонг первым назвал Героя Советского Союза Илью Мазурука награждённого американским орденом «Легион Почёта». Виктор Перов, командир лётного отряда Третьей советской Антарктической экспедиции, налетал восемь тысяч часов в небе Арктики, спас научную экспедицию Бельгии, был награждён орденом Леопольда II.
Имена всех причастных к «АЛСИБу» людей, их портреты, краткое изложение подвигов есть на страницах книги. Это вдохновенная сага о красоте человеческих душ, объединённых воинским долгом и товариществом.
Ярославцам повезло больше других, среди нас живёт Герой Советского Союза Василий Андреевич Попов, чья судьба крепко связана с «АЛСИБом». За военные годы он заслужил множест­во высоких наград, но самая главная пришла к нему в мирное время, когда он был направлен опробовать аэродром на дрейфующей льдине в Северном Ледовитом океане. Тот полёт принёс ему Золотую Звезду Героя Совет­ского Союза.
Несмотря на строгий и решительный характер, он ещё и поэт. И
«АЛСИБ» часто упоминается в его стихах.
Есть у него стихотворение «Полёт над морем»:

Маршрут выбираем по морю.
Семьсот километров воды.
На «Кобре» рисково, не скрою,
Но срочно машины нужны...
Вот стали на курс девяносто,
И триста всего высота.
Над сушей всё кажется просто,
А тут под тобою вода.
Вдруг шум у мотора сменился,
И ёкнуло что-то в груди.
Откуда тот гул появился?
И как неисправность найти?
По радио нет разговора.
Щемяща, как ночь, тишина.
Все слушают песню мотора,
Другая пока не нужна.
Вдали облака заредели,
И солнышко светит в глаза.
По радио все загалдели:
«Ребята! А вон полоса!»
Над ней пролетаем стрелою,
Вершим боевой разворот.
Довольны полётом, собою,
А завтра – над тундрой полёт.

А мне, пока читала книгу «Кобры» над тундрой», в шорохе её страниц всё слышалась мелодия старой военной песни: «В небесах мы летали одних...»