Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 27 февраля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/19208/

О чём «Северный край» писал 110 лет назад

рубрика: История
Автор: Рубрику ведёт кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ. Номера «Северного края» предоставлены ГАЯО.

Нам доставлен отчёт Ярославского исправительного приюта за 1898 год, состоящего в ведении Общества земледельческих колоний и ремесленных приютов для малолетних преступников.


Всех воспитанников, пребывавших в приюте в отчётном году, было сорок девять. Выбыло в течение года десять, из которых трое освобождены за достижением восемнадцатилетнего возраста, четверо признаны правлением исправившимися, двое, помещённые родителями, взяты ими обратно и один находится в бегах.
Продолжительность пребывания в приюте каждого из выбывших в 1898 году воспитанников со дня их поступления колеблется между 8 месяцами 13 днями и 5 годами 6 месяцами 8 днями. Большинство воспитанников (18) находилось в возрасте от 16 до 18 лет и только один в возрасте 9 – 11 лет.
Все воспитанники приюта обучались ремеслу: сапожному, столярному и кузнечно-слесарному. Неграмотные и малограмотные занимались в школе. Кроме того, из наиболее способных был организован хор. Случаев нарушения дисциплины наблюдалось 167, из которых наибольшее число падало на курение, грубость, дер­зость и ослушание. Было 13 случаев побега.
Наказания, кроме выговоров, практиковались в форме лишения чая (58 случаев), ограничения в пище (52), лишения гостинцев (46), заключения в карцер (от 1 до 11 дней), лишения отпуска домой и назначения на работу не в очередь. Поощрение за хорошее поведение заключалось в оказании доверия (посылок в город без надзора дядьки) и в отпуске к родителям в праздничные дни.
На святках по примеру прошлых лет была устроена ёлка. Развлечение во время ёлки состояло в пении хором разученных гимнов и песен, чтение басен и стихотворений. Летом было совершено до 15 прогулок пешком за город и один раз на пароходе по реке Волге. Зимой каждое воскресенье воспитанники посещали городскую народную читальню.
На содержание приюта в 1898 году израсходовано 18624 рубля 92 копейки, из которых 7267 рублей 60 копеек пошло на ремонт зданий, постройку новых и постановку иконостаса. Среднее ежедневное содержание одного воспитанника обходилось в 30 1/4 копейки.
*  *  *
Петербург. Недавно на свалках снега в местности Шлиссельбургского участка был найден труп мальчика 14 лет, очень бедно одетого, в котором признали некого Миная Пухова, сына богатого подрядчика. Теперь разыскали убийц Миная Пухова. Это двое его товарищей-сверстников, в компании с которыми он занимался мелкими кражами, крестьянин Иван Лукин и Сергей Павловский. Они во всём сознались.
Будучи сыном богатого подрядчика, женатого вторым браком, Минай не пользовался любовью в семье и не раз изгонялся из дома. Несчастный мальчик познакомился с несколькими такими же, как и он, пасынками судьбы и в компании с ними стал заниматься мелкими кражами.
Под влиянием этой среды Минай окончательно испортился нравственно и сделался профессиональным вором. В октябре прошлого года он был задержан вместе с двенадцатью другими ворами за кражи, причём не только сам сознался, но и выдал своих руководителей Лукина и Павловского.
Это обстоятельство озлобило последних, и они поклялись жестоко отомстить ему. Вскоре после этого Пухов был выслан из столицы административным порядком, но в начале января текущего года был возвращён обратно.
Так как отец отказался принять его, то он был водворён на жительство у его бабушки. Привычка к пороку взяла, однако, своё, и Минай опять сошёлся со своими прежними товарищами. Этим воспользовались Лукин и Павловский, чтобы привести в исполнение свою месть.
В половине того же января месяца в 10 часов вечера они позвали Миная с собой в поле под предлогом кражи дров из сарая. Находясь вдали от жилья, близ свалок снега, Лукин передал Павловскому двухфунтовую гирю, привязанную на верёвке, и велел ему бить по голове мальчика, но Павловский, как он по крайней мере рассказывает, умышленно промахнулся.
Пухов, видя смертельную опасность, вырвался из рук своих палачей и бросился бежать, но, споткнувшись, упал. Тем временем Лукин выхватил у товарища гирю и, нагнав мальчика, ударил ею по голове. Несчастный не успел даже вскрикнуть и только склонил голову набок. У него был пробит череп.
Убийцы нанесли Пухову ещё несколько ударов по голове в разных местах и затем, никем не замеченные, удалились. Обильно выпавший снег скрыл на время следы преступления. Прошло около семи недель, прежде чем ребятишки, игравшие в снежки на свалке, наткнулись случайно на труп несчастной жертвы злой судьбы.