Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 10 апреля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/19655/

О чём писал «Северный край» 110 лет назад

рубрика: История
Автор: Рубрику ведёт кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ. Номера «Северного края» предоставлены ГАЯО.

СЕЛО ПОДОСИНОВЕЦ НИКОЛЬСКОГО УЕЗДА ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ. Давно ли, кажется, здешние крестьяне совсем не знали, каких бы то ни было отхожих заработков. Всё население занималось только земледелием. Но времена переменчивы. Теперь с наступлением весны каждого года то и дело слышны разговоры – тот идёт в Питер, этот в Сибирь.


Питер и Сибирь представляют для молодого поколения такой соблазн, против которого оно бессильно. Не действуют даже родительские увещания. В этих случаях молодёжь обыкновенно отвечает: «Чем я хуже такого-то, а, смотри, как живёт он в Питере»!
Успех некоторых вызывает подражание. И хотя успех этот заключается большей частью в том, что счастливчик, по мнению деревенской молодёжи, время от времени навещает деревню франтом, не имея ничего более существенного. Но это не принимается в расчёт. В результате молодое поколение, люди более или менее сильные и грамотные уходят из деревни. Движение это особенно сильно в настоящую весну.
Причины же, вызывающие его, состоят кроме сказанного выше в том, что, живя в деревне, занимаясь только земледелием, при существующем строе сельского хозяйства никоим образом не заработать более того, чтобы кое-как прокормиться, а о такой роскоши, как прилично одеться и распивать ежедневно чай, и мечтать нельзя. Молодое поколение не хочет мириться с этим!
*  *  *
СЕЛО ВЛАДЫЧНОЕ ПОШЕХОНСКОГО УЕЗДА. С наступлением весны почти ежедневно можно видеть проходящих селом группы мужчин, женщин и детей-подростков с котомками за плечами.
Это крестьяне смежных с Ярославской губернией уездов, преимущественно Вологодской губернии, приходящие сюда на летние заработки. Идут эти толпы за 200 – 300 вёрст, идут эти труженики и в Пошехонье, идут в Рыбинск и ещё дальше, некоторые прямо на старые места и к старым хозяевам, у которых они живут нередко по десять и более лет.
Этим рабочим, известным у нас под названием вологодских, и сельские хозяева, и зажиточные крестьяне всегда отдают предпочтение перед мест­ными рабочими, охотно рядят их, давая более высокую плату и всегда оставаясь довольными прилежными и честными пришлыми рабочими.
Идут вологжане обыкновенно с марта и до мая. Рядятся в данной местности преимущественно с 23 апреля по 14 ноября (в лето), получая за свой тяжёлый труд: мужчины – от 40 до 48 рублей, женщины – от 22 до 30 рублей и дети-пастухи – от 12 до 22 рублей. Причём для последних нет срока, и рядят их до снега.
Несколько лет тому назад численность проходивших селом рабочих определялась в несколько сотен человек, но с понижением цен на рабочие руки в окружности значительная часть вологжан идёт уже к Белому селу, где существует большой спрос на рабочие руки и более высокие цены.
*  *  *
ДЕРЕВНЯ НОВО-БОРИСОГЛЕБ МОЛОГСКОГО УЕЗДА. Во многих деревнях Мологского уезда крестьяне держат свиней, выручая хорошие деньги от продажи поросят. Свиньи целыми днями бродят по улице между маленькими ребятишками, входят беспрепятственно в избы, поедая всё, что найдётся съестного.
Крестьяне очень равнодушно относятся к этому и нередко сами держат свиней в избе, чтобы им было теплее с поросятами. Всё это хорошо до поры до времени при внимательном наблюдении за животными, при недосмотре же такие порядки могут иметь плачевные последствия.
На днях в одной деревне, расположенной на высоком берегу Волги, случилось большое несчастье. У одного крестьянина свинья привыкла каждый день приходить в избу (дверь не запиралась) и есть рассыпанный там на семена картофель. В этой же избе спала на полу одна из снох хозяина с семимесячной девочкой.
В один злополучный день мать ребёнка проснулась, встала и вышла в другую комнату, оставив спящую девочку в незапертой избе. Свинья, как и раньше, явилась за порцией картофеля, но, не найдя его на полу, и, вероятно, голодная, увидела другую для себя пищу – спящую малютку.
Схватила её за ручку, потащила через порог, и по сеням, и по лестнице в своё гнездо, отгрызла и съела половину ручки, кисточку которой нашли потом на навозе.
Небольшой мальчик, случившийся поблизости, закричал. На его крик выбежала мать похищенного ребёнка и при виде ужасающего зрелища обезумела от страха.
С большим трудом сбежавшиеся с кольями мужики отняли полуживую изуродованную девочку, которая через час и скончалась. Свинья тотчас же была убита, но это не могло возвратить ребёнка несчастной матери, которая и теперь ещё не пришла в себя от постигшего её несчастья.