Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 17 июля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/20535/

О чём «Северный край» писал 110 лет назад

рубрика: История
Автор: Рубрику ведёт кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ. Номера «Северного края» предоставлены ГАЯО

 

АВАРИЯ ПАРОХОДА «НАДЕЖДА». 

15 июля около 8 часов утра пароход «Надежда» М. К. Кашиной потерпел аварию при следующих обстоятельствах. 


 


 

Как только пароход отошёл от своей пристани, он ударился о якорь пристани «Самолёт». Тотчас же было замечено, что пароход получил пробоину, так как вода хлынула во все кормовые трюмы. 

Командир парохода дал полный ход вперёд и приткнулся к следующей пристани. К своей пристани пристать он уже не имел возможности. Многочисленные пассажиры в ужасе стали поспешно сходить на пристань. Благодаря лишь близости берега несчастий с людьми не произошло. 

Тотчас же по телефону был вызван из Ярославля начальник судоходной дистанции, который спустя 20 минут прибыл к месту происшествия на пароходе «Сюр­приз», а вместе с ним пришёл и другой казённый пароход «Восток». 

Командир «Востока» немедленно стал подводить «пластырь» под пароход «Надежда», который в это время совсем уже погрузился кормой до нижней палубы. С «Востока» подали шланги для откачивания воды. В то же время начальник судоходной дистанции господин Сциславский вызвал пароходы «Михаил» и «Услуга». Все три парохода дружно принялись за откачивание воды, но, вероятно, «пластырь» не покрыл пробоины, почему вода в кормовых трюмах совсем не убывала. 

В то же время занялись спасением груза, которого здесь было свыше трёх тысяч пудов. Груз весьма дорогой: тут были дорогие материи и сукна, направляемые в Нижний Новгород на ярмарку из Москвы. Весь груз подмочен, хотя точно убытки ещё не определены, но они громадны, считают, до 100 тысяч рублей. Груз частью был застрахован, частью нет. Пароход застрахован в обществе «Россия», но в какую сумму – неизвестно. 

В 4 часа пришёл на помощь пароход «Скобелев II» Байбородина, и общими усилиями к 7 часам вечера из трюмов затонувшего парохода удалось выкачать всю воду. Разгрузка парохода продолжалась до глубокой ночи, причём рабочим платили по 1 рублю в час.

*  *  *

В предупреждение пролома судов о пристанские якоря Управление округа путей сообщения предложило инспекторам судоходства строго следить за точным исполнением параграфа 30 «Временных правил для плавания по внутренним водным путям». В нём говорится следующее: «У всех якорей должны быть буйки, окрашенные белыми и красными полосами. Длина снасти от якоря к буйку должна быть соображена с глубиной, на которой положен якорь». 

*  *  *

В сообщённом у нас известии об аварии парохода «Надежда» было сказано, что пароход проломался о носовой якорь пристани общества «Самолёт», как это удостоверено и составленным на месте происшествия протоколом. 

Вследствие этого управляющим пароходством общества «Самолёт» А. П. Власьевым был командирован в Ярославль ревизор общества С. А. Правиков, которому удалось выяснить, что между пристанями Кашиной и «Самолёт» находится ещё кормовой якорь с кашинской пристани, который был извлечён из воды тотчас после аварии, до прибытия на место катастрофы судоходного надзора, и при составлении протокола не был предъявлен. 

Данные, что пароход «Надежда» мог натолкнуться на якорь собственной пристани, вызвали много разговоров в среде заинтересованных этим лиц и привели к производству дознания. 

*  *  *

Потерпевший аварию пароход «Надежда» ушёл из Ярославля в Нижний Новгород, где он будет ремонтироваться. Пробоина, оказавшаяся очень большой, была заделана по прибытии водолазом. 

*  *  *

На Нижегородской бирже сделан заказ нового мелководного парохода, предназначенного для рейсирования с будущей навигации 1901 года от Нижнего Новгорода сквозным рейсом до Москвы. Пароход заказан обществу «Ока», механику В. И. Калашникову в железном корпусе, 40 сил. Осадка парохода должна быть с суточным запасом топлива 9 вершков.* 

На здешней же бирже сдан заказ рейдового парохода в 75 сил, в железном корпусе. Пароход заказан для господина Лобова на заводе Журавлёва за 75 тысяч рублей. Сдать пароход в начале будущей навигации за наличный расчёт.

*  *  *

Мельчайшим, а потому и наиболее затруднительным перекатом верхнего плёса реки Волги за последние дни был Сезем­ский, находящийся в 150 верстах от Рыбинска. Глубина на нём долгое время дер­жалась немного выше 7 четвертей.** 

Обмеление этого переката находится в несомненной связи с размывом обходного протока за Сеземским островом, где течение постепенно усиливается и отвлекает от главного русла всё большее и большее количество воды. 

Затруднения для судоходства вызвали справедливые жалобы судопромышленников. Поэтому землечерпательный аппарат «Сормово», окончивший углубление Рыбинской гряды, был переведён для производства дноуглубительных работ на Сеземский перекат, где и работал до 26 июля. Причём достигнута была глубина до 10 четвертей, вполне достаточная для беспрепятственного движения судов верхнего плёса. В настоящее время землечерпательница «Сормово» работает на Гузицинской воложке. 

______________________________________________________________________

*Вершок – 4,445 см. 

**Четверть – четверть аршина, четыре вершка – 17,78 см.