Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 07 августа 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/20715/

О чём «Северный край» писал 110 лет назад

рубрика: История
Автор: Рубрику ведёт кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ. Номера «Северного края» предоставлены ГАЯО

 

Деревенские новости. Южная часть Даниловского уезда. Тяжёл нынешний год для крестьянина. К плохим видам на урожай самого главного продукта нашего сельского хозяйства – картофеля – прибавилась сибирская язва. 


 


 

Время самое горячее, работы накопилось много, а тут вдруг и лошади нет. Положение неприглядное. Сибирская язва, как слышно, появилась в деревне Минино Петропавловской волости, где пало несколько голов лошадей. 

Каким путём язва проникла в Петропавловскую волость, мы точно не знаем, а точно знаем, что нашу местность сибирская язва и раньше посещала, так что можно предположить, что она свила себе у нас постоянный очаг. Из Петропавловской волости язва в скором времени проникла в Боровскую волость, Вятскую и Залужскую. 

Распространению её в такой короткий срок (менее недели), нет сомнения, способствовал базар в селе Вятском, на который, по случаю праздника, крестьяне из деревни Минино приехали на своих лошадях для закупок. И не предполагая, что они везут заразу, ставили лошадей на постоялый двор, где находились лошади крестьян других селений и волостей, отчего болезнь почти сразу после этого базара появилась сразу ещё в трёх соседних волостях, что в высшей степени осложняет задачу по подаче своевременной медицинской помощи и предупреждению распространения заразы. 

Нужно сказать, что на весь Даниловский уезд у нас находится только один ветеринарный врач с двумя фельдшерами! И этот врач должен везде поспеть. Но что может сделать один врач, когда болезнь в трёх волостях? Думается, что немного. Это обстоятельство ещё лишний раз подчёркивает всю беспомощность нашего крестьянина в минуту тяжёлой невзгоды. 

*   *   *

Никольская волость Рыбинского уезда. «Делёжка». В деревне Чумжине Никольской волости одним из столичных купцов, по примеру прошлых лет, была устроена «делёжка». Более чем тысяче лиц было роздано по 40, 20 и 15 копеек. На шестьсот человек был устроен обед. Обедали за два приёма по триста человек. Кому не удалось обедать, тому выдано кроме 20 копеек по белой булке. 

Любопытное зрелище представляла деревня. Желающие получить монету и обед приехали на лошадях из дальних деревень. Беднота набрала целые телеги ребят – всё семейство приехало за получкой, потому что на каждого присут­ствующего шла монета и булка. 

В деревне настоящий праздник. Обитатели деревни разряженные, но со знаком траура, группами стояли около дома купца и ждали очереди пообедать. Приехавшие из других деревень сидели на земле, на телегах и под телегами, ожидая подачки. 

К счастью, в настоящее время мало таких господ, как чумжинский купец, устраивающий «делёжку» и обед в память родителей. Эта «делёжка» нам кажется первым шагом к попрошайничеству на церковной паперти, к нищенству – побиранию по соседним дворам. 

День «делёжки» был чудным днем. Сколько работы можно было переделать в те долгие часы ожидания, обедов и «делёжки»! А за несчастным двугривенным тянулись здоровые руки сильного мужчины, крепкой женщины и здорового подростка. Время, потраченное на получение двугривенного, стоило получателю в несколько раз более. 

Конечно, 20 копеек для деревни очень важно получить при её вечном безденежье. Наводнение деревни двугривенными усилит её торговые обороты, прикроет кое-какие маленькие прорехи, но денежный вопрос не главенствующий. 

Гораздо важнее вопрос моральный. «Делёжка» развращает обитателей деревни, заставляет состоятельных её членов прикидываться бедными, чтобы получить даровой двугривенный, заставляет тащить из дому даже однолетних младенцев, чтобы и на них получить дармовой двугривенный. Она заставляет бросать работу – необходимую прибыльную работу ради дарового двугривенного, то есть ради безделья. 

Заслуживает уважения только честный труд, настоящая же «делёжка» должна быть признана вредной, как отучающая от честного труда. Остаётся пожалеть, что на Руси есть ещё лица, которые не желают помогать ближним более рационально, чем «делёжкой». 

*   *   *

Базар в Ярославле. Воскресенье. Цены на мясо. Черкасское – 14 – 17 копеек, русское 12 – 15 копеек фунт, баранина 8 – 12 копеек, телятина 9 – 16 копеек, сало говяжье 8 – 14 копеек, баранье 10 – 14 копеек. Головы коровьи от 1 рубля 20 копеек до 1 рубля 60 копеек за пуд, телячьи 15 – 30 копеек, бараньи 8 – 15 копеек за штуку. Легкое от 1 рубля 50 копеек до 2 рублей за пуд, почка 12 – 15 копеек фунт, крупные 50 – 60 копеек за пару. 

Дичь. Утки кряковые за штуку 50 – 60 копеек, чирки 40 – 50 копеек пара, глухари 70 – 90 копеек за штуку, рябчики 55 – 65 копеек штука. Другой дичи очень немного. 

Коренья. Картофель 28 – 30 копеек мера, лук романовский 40 копеек мера, морковь 4 копейки, чеснок 6 – 8 копеек, сельдерей 6 – 7 копеек за десяток. Капуста 5 – 15 копеек кочень, огурцы хорошие вятские 25 – 35 копеек сотня. Огурцов навезено очень много (124 воза). Бобы и горошек (сахарный) в прежней цене. Помидоры 20 – 30 копеек за десяток. 

Фрукты. Арбузы от 20 до 50 копеек астраханские, дыни ананасные 5 рублей 50 копеек – 6 рублей за пуд, сливы зелёные от 3 рублей 20 копеек до 6 рублей за пуд, виноград астраханский 15 – 18 копеек за фунт. 

Ягоды. Малина 14 копеек, красная смородина 8 копеек, крыжовник 6 – 8 копеек, вишня 13 – 15 копеек, ежевика 25 копеек за фунт. Брусники было очень много. За корзинку довольно порядочных размеров 15 – 20 копеек. 

Молочные продукты и яйца. Масло коровье 28 – 30 копеек, яйца 13 – 14 копеек десяток. Грибов было очень мало, больше солёных, цены высокие.