Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 11 марта 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/2229/

О чем писали «Северяне» 100 лет назад

рубрика: История
Автор: Руслан СМИРНОВ, кандидат исторических наук


С целью введения налога на газ и электрическую энергию министерство финансов циркулярно потребовало от акцизного ведомства представления к 10 марта сведений расходуемой электрической энергии при освещении домов, а также различных крупных и мелких промышленных заведений.

* * *

В ярославской почтово-телеграфной конторе существует издавна обычай: «праздничные» деньги, получаемые от адресатов, делить между всеми почтальонами, пропорционально с собранной каждым суммы.

Из этих общих денег отчисляется известная сумма в размере 40 рублей старшему почтальону Р., в полном распоряжении которого находится вся почтальонная. Когда же некоторые «смельчаки» отказались уплачивать подобную «дань» господину Р., то они почему-то были отстранены от разноски корреспонденции.

* * *

ВОРОНЕЖ. В селе Поток толпа из пятисот крестьян провела самосуд над известным вором, которого, убив палками, бросила близ проезжей дороги. Других подозрительных лиц толпа собрала перед костелом и по-требовала поклясться прекратить воровство и хранение ворованного.

* * *

РЫБИНСК. Земельный вопрос кошмаром стоит над нашей деревней и уродует отношения людей. В только что закончившуюся в Рыбинске сессию ярославского окружного суда рассматривалось интересное в этом отношении дело.

Лет двадцать тому назад из Бежецкого уезда в пределы Арефинской волости явились пять семей крестьян и сообща купили у помещицы 200 десятин земельных угодий, из которых 100 десятин пришлось на долю одного семейства, остальные 100 на долю четверых совладельцев. Купленная земля не была размежевана между совладельцами, и скоро между ними началась страшная вражда.

Глава крупного хозяйства в 100 десятин был типичный кулак. Он отличался неуступчивостью и готов был до последних сил биться за интересы своего хозяйства, не щадя для этих интересов своих ближних.

Двое из приехавших крестьян скоро переселились в другие места, продав свою землю двум новым пришельцам. И вот между крупным собственником с одной стороны и четырьмя его однодеревенцами с другой стороны загорелась борьба на почве земельных отношений.

Крупный собственник – кулак сеял клевер и не огораживал полей. Скот однодеревенцев попадал в клевер. Никифор Кореляков подавал на них иск и сдирал деньги за потраву. В отместку ему четыре однодеревенца перепахивали его землю, перекашивали луга, рубили его лес, травили скотом хлеб.

Вражда между сторонами выражалась в почти ежедневных драках. Постоянно в деревне происходили пожары, причем стороны взаимно обвиняли друг друга в поджогах.

Судебные процессы между враждующими сторонами почти не прерывались. Всего было у них за время совместной жизни 34 судебных процесса друг с другом.

В течение 1902 – 1904 годов Кореляковым было предъявлено к четырем однодеревенцам девять исков за потраву скотом клевера, хлеба и самовольное завладение его землей и два иска за похищение заготовленных лесных материалов.

Отношения обострились до того, что противники смотрели друг на друга, как на зверей – пахать выезжали с ружьями за плечами, а Кореляков не расставался с револьвером.

И вот 15 августа 1904 года Кореляков отправился в Рыбинск для суда с однодеревенцами и в полуверсте от своей деревни был кем-то убит выстрелом из ружья, заряженного свинцовыми картечками.

Предварительное следст-вие собрало против обвиняемых массу улик. Но на суде дело приняло иной оборот. Целый ряд свидетелей отказался от показаний, данных на предварительном следствии, заявив, что они показывали против обвиняемых под давлением следственных властей.

Один свидетель заявил, что его на следствии урядник поил вином, а следователь стращал Сибирью, вымогая показания против обвиняемых. Другой свидетель сказал, что его следователь таскал за шиворот.

Правда, прокурор и председатель суда прилагали все усилия к тому, чтобы провести обвинение. Председатель суда Н. И. Архангельский вместо объяснения вопросов присяжным заседателям произнес целую обвинительную речь.

Присяжным заседателям относительно каждого из подсудимых был предложен вопрос, виновен ли подсудимый в убий-стве по предварительному соглашению с заранее обдуманным намерением из засады.

Относительно трех из подсудимых присяжные заседатели категорически ответили: нет, не виновен. Относительно четвертого подсудимого Алексея Волкова: да, виновен, но без заранее обдуманного намерения, не по предварительному соглашению и не из засады.

Когда суд удалился для определения наказания, произошла потрясающая сцена: Волков рыдал, как малый ребенок, обличал суд в несправедливости.

Суд определил назначить Волкову 10 лет каторжных работ. Присяжные заседатели по выслушании резолюции суда через старшину единогласно заявили председателю суда о возбуждении ходатайства пред государем о помиловании Волкова.

В состав суда кроме председателя Архангельского входили члены: Н. В. Лебедев и И. С. Новицкий. Защищали подсудимых присяжные поверенные: А. И. Штейнберг и Н. А. Смирнов.



* * *
Номера «Северной газеты» предоставлены ГАЯО.