Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 04 апреля 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/35764/

Что писал Северный край 100 лет назад

рубрика: История
Автор: Виктор ХРАПЧЕНКОВ.

МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ШПАЛЫ ЧАЩЕ ПЕРЧАТОК? Вышла в свет «Инструкция паровозным бригадам Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». Читаем: «Лица паровозной службы должны быть опрятно и чисто одеты в форменное платье, иметь форменный головной убор». А кроме шапки и фуражки машинисты ничего не получают, о форменном платье понятия не имеют. Выдавали когда-то шубы, но ныне они выдаются телеграфистам: дескать, машинистам у топки тепло, а телеграфистам в шубе по перрону гулять надо.


Главному кондуктору и машинисту выдают особые листы: отмечать предупреждения в пути: тихий ход, особая осторожность и т. д. Вот преинтереснейший документ: на расстоянии 15 верст рекомендуется тихий ход по причине гнилых шпал. Это не значит, что шпалы не меняются вовсе, пока не сгниют совершенно. Нет, местами их меняют чаще перчаток, даже без всяких неисправностей пути. Вот дословно из документа: «Каждый дорожный мастер должен озаботиться, чтобы до Пасхи обязательно произвести сплошную смену шпал по одной версте на каждом околотке. Версту выбирать такую: либо очень плохие шпалы, либо не имеется шпал на отопление». А вот собственноручное «Предписание мастеру М. оставить работы по ремонту пути и силами ремонтных рабочих подвести фундамент под дачу влиятельного на дороге лица ввиду наступления дачного сезона». * * * «ВЕСТНИК «СЕВЕРНОГО КРАЯ». Состоялось очередное заседание комитета по устройству в 1903 году выставки «Северный край». Найдено нужным сделать литографированный план местности, предназначенный под выставку (на Дворян-ской улице, около казенного винного склада и ипподрома). Князь Д. И. Шаховской предложил ходатайствовать о разрешении во время выставки издания «Вестника «Северного края». * * * БЫЛ БЫ ДЫМ ПОЖИЖЕ, А ТРУБА ПОВЫШЕ. Ярославская дума обсудила ходатайство купца Кузнецова о строительстве в Масляном проломе паровой конфектной фабрики. Управа находит возможность разрешить – с тем условием, чтобы отопление было не нефтяное, а дровами: нефть при сгорании в сырую погоду оседает, оказывая вредное влияние на здоровье обывателей. Санитарная комиссия не находит возможным допустить в подвальном этаже фабричное жилое помещение или мастерские. Один из гласных считает, что труба в 15 аршин не будет безопасна в пожарном отношении: искры, не потухнув, будут падать на соседние постройки; надо сделать 8-саженную трубу. Дума разрешила постройку фабрики при условии соблюдения всех этих условий, поскольку место это расположено в скученной части города. * * * ВАГОН ДЛЯ ОТБРОСОВ. В продолжение зимы по линиям электрического трамвая ходил особый вагон-платформа, назначение которого состояло в уборке снега и всевозможных отбросов. Значительная часть мусора попросту сваливалась под откос дамбы в чаянии, что весеннею водою все это унесет. Надежды, однако, не оправдались, и теперь вдоль откосов красуются целые горы сора. Воздух здесь испорчен так же, как и на Михайловском поле, где тоже была устроена свалка. * * * «В УТЕШЕНИЕ ОСТАВЛЯЕМ ЧЕТВЕРТНУЮ ВИНА...» В окрестностях пошехонского села Владычного появились шутники-сенокрады. Украв у мужика несколько возов сена, они оставляют ему записку, а иногда и какой-нибудь подарок. Один крестьянин считал, что у него в сарае не менее семи возов для продажи и очень удивился, увидев сарай пустым. Впрочем, не совсем пустым: на полу стояла бутыль казенки и лежала записка: «Не обманывай народ – ты говорил, что в сарае семь возов сена, а мы на четырех увезли. В утешение оставляем четвертную вина, пей, да нас поминай. Воры». В другой деревне хозяину оставили такую записку: «Взяли у тебя только два воза, просим не разыскивать, а то и сарая не увидишь. Воры». Кражи производились только у богатых крестьян. Подготовлено по материалам газеты «Северный край» за первую декаду апреля 1902 года.