Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 13 сентября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/4762/

Была такая должность – Лихачев

рубрика: История
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ

2006 год указом Президента России был объявлен годом Дмитрия Сергеевича Лихачева. Наверное, можно было ожидать издания его книг, открытия выставок, показа телевизионных фильмов. Но, похоже, год был просто объявлен. Может быть, стали забывать академика Лихачева? Родился в начале прошлого века – много с тех пор воды утекло, с каждым годом его современников остается все меньше.


Нынешнее поколение «предпочитает пепси», книги читать почти разучилось и разговорам о нравственных идеалах и чистоте русского языка предпочитает «Клинское» да примитивные интрижки во всевозможных телевизионных «Домах». И все-таки есть еще те, кто помнит, что 15 ноября исполняется 100 лет со дня рождения великого ученого, вернувшего в жизнь литературные произведения Древней Руси. К этой дате в Ярослав­ском музее-заповеднике приурочено проведение традиционных чтений по истории и культуре Древней Руси, начало которым было положено самим Дмитрием Сергеевичем в 1985 году. На них уже изъявили желание приехать с докладами 70 специалистов – ученых – историков и филологов, музейщиков, реставраторов, педагогов со всей России. Три дня в зале «Классика» будут обсуждать вопросы сохранения и популяризации литературного наследия, экологии культуры, проблемы исследования «Слова о полку Игореве» и, конечно, вспоминать о нем – многие знали Лихачева лично.

К юбилею человека, приложившего немало усилий для открытия в Ярославле экспозиции «Слова», сотрудники отдела древнерусской литературы на основе записок Дмитрия Сергеевича и фотографий из личного архива подготовили выставку «Счастливые и несчастные дни моей жизни». Ее авторы Людмила Михайловна Зуб и Ирина Плишина рассказывают о нем так, как рассказывают только о самых близких и любимых людях – с улыбкой, гордостью, отмечая забавные подробности.

«Записки» Дмитрия Сергеевича двуцветные – зеленые и красные. Зеленым писал о несчастьях, красным – о своих счастливых днях. Зеленых записей гораздо больше – могло ли быть по-другому у человека его поколения. Эти записки проиллюстрированы фотографиями из личного архива ученого.

На снимке – семья, на руках у женщины щекастый малыш – будущего академика в нем узнать трудно. А вот два мальчика, стоящие у моря, – это братья Миша и Митя Лихачевы. Записки о детстве – только красным. Навсегда оно осталось самой счастливой порой. Семья инженера-энергетика Лихачева была состоятельной. Даже в свою бытность академиком Дмитрий Сергеевич никогда не был богаче отца. Из Митиного детства пришла фраза, которая стала в семье крылатой. Ее рождению предшествовала такая история. Старший брат Миша на глазах у шестилетнего Мити начал тонуть. Митя побежал со всех ног за помощью. У дома ход замедлил и постарался войти спокойно, чтобы не напугать маму. Но она все равно почувствовала неладное и спросила: «Что там на море?» Вот тогда и прозвучало это знаменитое: «На море все спокойно, только Миша тонет».

С фотографий конца 20-х годов на нас смотрит аристократически красивый человек. Не случайно коллеги сравнивали Лихачева с молодым Блоком. Высокий (метр восемьдесят два сантиметра), худощавый, всегда элегантно одет. Это еще до «несчастья» (так в семье называли революцию). А на другой фотографии уже советское время – молодой Лихачев в арестантской робе с родителями. Они приезжали посетить сына на Соловки. Попал туда прямо со студенческой скамьи. В кружке «Космической Академии наук» выступил с шутливым докладом о преимуществах старой русской орфографии. По доносу «товарища» к нему пришли с обыском, нашли запрещенную тогда книгу, арестовали. Когда сына уводили, отец, человек мужественный и крепкий, потерял сознание. Об этом периоде – только зеленым.

Смотрим фотографии дальше – молодая семья Лихачевых с близнецами – Рунчиками. Так звали в семье девочек Веру и Людмилу. Произошло общее детское имя от Ве – рунчика. Это тоже очень счастливый период его жизни. Семья всегда была превыше всего. Он боготворил свою Зину. За годы, прожитые вместе, они стали единым целым. Любил своих девочек, гордился ими – и было чем. Обе состоялись как талантливые ученые. Он шутил с дочерьми: «Как хорошо, что мы встретились!» Когда трагически погибла Вера, родители состарились за день. Ее дочь Зину взяли на воспитание. Из опубликованных воспоминаний Зины-младшей мы узнали многое о жизни семьи. Дом Лихачевых всегда был открыт для друзей, собирались почти ежедневно на обед или ужин. У гостей были сдержанные манеры и безупречный русский язык. Когда говорили о политике, накрывали телефон подушкой. К Лихачеву всегда были приставлены осведомители – неблагонадежность выявляли шоферы и домохозяйки. Перестал быть опальным только, когда начал работать в Фонде культуры с Раисой Горбачевой.

Последние фотографии – в кабинете за работой. Работа была не меньшим счастьем, чем семья. А может быть, Пушкин­ский дом был просто продолжением семьи. Почему он стал заниматься древнерусской литературой? На этот вопрос Лихачев ответил сам: «Многие убеждены, что любить Родину – это гордиться ею. Я воспитывался на другой любви – любви-жалости. Мы не пели патриотических песен, мы плакали и молились. И с этим чувством жалости и печали я стал заниматься в университете с 1923 года древнерусской литературой». Эти его занятия стали своеобразной внутренней эмиграцией, уходом к своим. Туда, где живы понятия чести и совести, любви, патриотизма, где не надо скрывать веру в Бога. Из своей эмиграции он всех нас научил видеть красоту древнерусской литературы, чувствовать ее глубину и мудрость. Он стал непререкаемым нравственным авторитетом страны. Единственный представитель академического мира, готовый помочь в идеологическом конфликте. Ученикам платил «стипендию» из собственного жалования – всегда кому-то помогал. Чтобы помочь многим, организовал Фонд культуры. Он сам создал свою должность, которая называлась «Лихачев». С его уходом эта должность осталась вакантной. И чем меньше мы будем вспоминать о таких редких явлениях мира, как Дмитрий Сергеевич Лихачев, тем дольше эта ответственная и необходимая должность будет оставаться свободной.