Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 22 июля 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/56934/

О чём «Северный край» писал 110 лет назад

рубрика: История
Автор: Рубрику ведёт кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ. Номера «Северного края» предоставлены ГАЯО

БРЕЙТОВО МОЛОГСКОГО УЕЗДА. Падёж скота у нас принял ужасные размеры. Уже более пятнадцати деревень охвачены эпизоотией. Главным очагом по-прежнему остаётся деревня Видино. Там пало около ста лошадей и коров. Овец же каждый день падало штук по двадцать, так что теперь их осталось очень мало.

 


От укушения оводами заболевают даже люди, а двое, один крестьянин деревни Видино, другой – деревни Замосток, умерли. За медицинской помощью крестьянам приходится идти пешком, так как на лошадях не пускают вёрст за десять в округу. Нужно бы скорее озаботиться присылкой врача.

Эпизоотия главным образом свирепствует по левую сторону реки Мологи в деревнях Видино, Новинка, Рыбина, Замосток, Алексеевское, Сенцы. К довершению несчастья, деревня Сенцы 14 июня сгорела дотла.

За последнее время, числа с 17 июня, эпизоотия перешла и на правую сторону реки Мологи и обнаружилась в деревнях Дуденево, Логинцево, Дурасово, Манилово, Лопатино и в усадьбах графа Мусина-Пушкина – Борисоглебе и Екатерининском.

В помощь крестьянам посланы ветеринарные врачи и фельдшеры, но вся помощь сводится к тому, чтобы падёж не распространился. Единичной помощи не оказывается, так как район большой, а врачей мало.

Для крестьян наступило серьёзное бедствие. На многих дворах не осталось ни шерстины, как выражаются крестьяне. Поля остались не запаханными, и, вообще, все летние работы будут очень тяжелы для крестьян, так как их придётся исполнять без лошадей. Маслодельни закрыты, а для себя оставлять молоко крестьяне боятся.

Настроение, в общем, у всех тяжёлое. Руки опускаются, и не хочется ничего делать. Впрочем, как и во всех несчастьях, и тут являются примеры неустрашимости.

Так, крестьянин деревни Видино Пётр Хватов, участвуя при закапывании трупов, без боязни заразиться от укушения оводов, сидящих на трупах, вскакивал в ямы и укладывал трупы как нужно.

* * *

ПИСЬМА ИЗ РОСТОВА. Установившаяся с начала июля жаркая без дождей погода уменьшила надежды на хороший урожай хлебов, овощей, в особенности зелёного сахарного горошка и картофеля.

Горошек засухой свернуло, отавный совсем сгорел, а полевой оказался невысокого качества. В начале же лета весь горошек давал самые отличные виды, и полагали, что урожай его будет одним из самых хороших, как в качественном, так и в количественном отношении.

Цены на горошек стоят довольно крепкие, и продавцы от продаж большими партиями воздерживаются, предвидя повышение, в особенности горошка первых сборов. Сена накосили много. Урожай хлебов местами посредственный, местами ниже среднего. Льны хороши.

Что касается картофеля, то он мелок, не налился, но содержание крахмала в процентном отношении удовлетворительно. Цены на него стоят неопределённые, так как крупных закупок для тёрочных и для вывоза на столичные и иногородние рынки ещё нет, но скоро начнутся.

Цикорий на низких местах очень хорош, на высоких корень мелок и короток. Однако, судя по посеву, его будет много, и цикорные фабрики без материала не останутся.

Ростовский уезд в отношении лесных пожаров не отстаёт от прочих местностей: леса и торфяники горят более двух недель, и весь уезд, не только город, задыхается от едкого дыма и смрада, в особенности по вечерам, когда падает роса и дым от пожарищ не поднимается кверху, а стелется по земле.

Все принимаемые меры к прекращению огня ни к чему не приводят, так как огонь слишком глубоко проник в торфяники, и его погасить могут одни осенние дожди.

Насколько велик дым от пожарищ, можно судить по тому обстоятельству, что несколько дней на безоблачном небе не было видно солнца. Всю атмосферу окутал дым.

Горели леса за озером, горит сейчас Карышская лесная дача, горит казённый лес и торфяник близ города, горит городской лес. Одним словом, отовсюду печальные вести.

* * *

ПОШЕХОНСКИЙ УЕЗД. В память исполнившегося в текущем году сорокалетия со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости, крестьяне деревни Ангуй Займищевской волости, по почину крестьянина той же деревни Егора Никифоровича Бабаева, соорудили в своей деревне часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского.

10 июня часовня была освящена, а на днях был в первый раз совершён торжественный крестный ход. Стоимость часовни простирается до 300 рублей. Значительную часть расходов по постройке часовни и все хлопоты по этому делу принял на себя крестьянин Егор Бабаев.

Говорят, что крестьяне стали уже забывать 19 февраля 1861 года. Нет, это неправда! Память о царе-освободителе останется навеки в сердце русского крестьянина.