Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 10 августа 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/57143/

Обыкновенная история

рубрика: История
Автор: Яна ГУЛЯЕВА

Фильм Сергея Соловьёва «Анна Каренина» снимался в течение нескольких лет, и вокруг него сложилось немало слухов и легенд. Картина давно готова к прокату, однако мало кто из киноманов смог увидеть её полностью. Студентка Ярославского педуниверситета Яна Гуляева посмотрела фильм... в Одессе, где специальный показ «Анны Карениной» состоялся в рамках II Одесского международного кинофестиваля. Своими впечатлениями о фильме, претендующем на новое прочтение Толстого, она делится с читателями «Северного края».

 


«Из всех кино для нас важнейшим является искусство» – красуется надпись над знаменитым экраном когда-то просмотрового зала для съёмочных групп, теперь же – скромного кинозала при всё ещё действующей, правда, вполсилы Одесской киностудии. Ради встречи с настоящим искусством кинотеатр штурмует разношёрстная публика: студенты, пожилые одесситы с авоськами в руках, загорелые отдыхающие с пляжными зонтиками под мышкой, мамы с маленькими детьми... Все понимают, что у них есть уникальный шанс своими глазами увидеть фильм, который уже столь длительное время не может найти дорогу к широкому зрителю.

«Анна Каренина» Сергея Соловьёва была завершена в 2007 году. С тех пор картина стала кочевником и отшельником от кино. Уже пять лет как режиссёр разъезжает с бесценным грузом по различным фестивалям, где собираются полные залы избранных, готовых воспринимать и чувствовать всё, что будет в течение трёх часов идти на экране. Сегодня снова аншлаг – билеты проданы заранее, но всех желающих зал вместить не смог, и кому-то пришлось даже сидеть на ступеньках лестницы. Две старушки-одесситки не могут скрыть восторг: совершенно случайно они попали на этот специальный показ, вычитав в местной газете анонс «Анны Карениной». Довольные своим успехом, они внимательно всматриваются в начальные титры на фоне красиво снятых кадров ночного снегопада.

Живописные кадры будут наслаиваться друг на друга весь фильм, пока, наконец, совсем не проглотят действие. Красивые лица актёров, красивые костюмы, красивые интерьеры и пейзажи... Вся эта «красивость», конечно же, идёт от большой любви режиссёра к излагаемому материалу. Конечно, фильм снят дотошно. И вроде бы всё на месте: извечная привязанность Соловьёва к символам и многосложным образам-деталям, преобладание чувственного над рациональным... Но эта самая чувственность, которая льётся на зрителя с экрана, не переставая, поначалу доставляет удовольствие, потом утомляет, а к концу фильма и вовсе провоцирует настоящее головокружение от всех этих вечных придыханий Анны (Татьяна Друбич), заламываний рук Врон­ского (Ярослав Бойко) и истеричных слёз Левина (Сергей Гармаш). Под конец зритель тонет в этом сладко-приторном киселе человеческих страстей, с любовью сваренном режиссёром, как беспомощная мушка. Чувственность довлеет над всем происходящим на экране таким образом, что действие и развитие характеров становятся сумбурными и непоследовательными, и фильм оказывается затянутым и скучным. Конечно, есть в картине и светлые моменты. Например, совершенно удивительная игра Олега Янковского (Каренин), чья роль, по правде сказать, драматургически прописана лучше остальных. Но всё-равно, по-моему, назвать картину полноценной удачей нельзя.

После просмотра под громкие аплодисменты вышел сам Сергей Соловьёв, явно довольный приёмом зрителей. Но удивительным образом не хотелось с ним разговаривать о картине – от усталости или же разочарования. Зрители задавали ему много во­просов, но относительно только что просмотренной «Анны Карениной» прозвучал лишь один – когда фильм можно будет увидеть в кинотеатрах? Режиссёр уклончиво ответил, что не знает, почему его «Анна Каренина» не нравится продюсерам. Истинные причины их разногласий выявить сложно, нам остаётся только предполагать. Ясно одно: отшельническая судьба фильма играет против самой картины, но добавляет баллов режиссёру, который за столько лет мытарств у либерально настроенных критиков превратился в диссидента-борца за чистое антиправительственное искусство.

Но я бы не отнесла «Анну Каренину» к киношедеврам. Это просто добротно сделанный фильм, который вряд ли захочется пересматривать ещё раз. Если бы «Анна Каренина» спокойно вышла в 2007 году в российский прокат, то не вызвала бы столь острых дискуссий в обществе. Может, кому-то фильм пришёлся бы по душе, а кому-то нет. На этом бы всё и закончилось, а картина спокойно вошла в анналы отечественного кино. Обыкновенная история. Но никаких лишних и порой бредовых подтекстов не вертелось бы вокруг «Анны Карениной», как это происходит сегодня. Ну и как тут не поверить в заговор злых продюсеров, которые не дают спокойно занять картине своё место в череде посредственных фильмов-экранизаций русской классики?


Комментарии