Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 16 сентября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/57554/

О чём «Северный край» писал 110 лет назад

рубрика: История
Автор: Рубрику ведёт кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ. Номера «Северного края» предоставлены ГАЯО

ПИСЬМА ИЗ РЫБИНСКА. 28 июля на Московско-Ярославской дороге выдали жалованье машинисту Ленгову. Это тому машинисту, на паровозе которого 22 мая сего года произошёл взрыв котла и который еле остался жив. Он получил около тридцати ран, ушибов и ссадин, долго был без сознания, два месяца лежал в здешней больнице и только недавно вышел из неё.

 


Если припомнит читатель, взрыв произошёл по обстоятельствам, вовсе не зависящим от Ленгова. Злополучный котёл служил дороге более тридцати лет, обтёрся страшно, проржавел весь, сплошь был в заплатах, и потому не мудрено, что покончил свою службу довольно трагически.

В один миг этот калека отправил на тот свет путевого сторожа Савинова, убил никому не известного старьёвщика, оставил сиротами семью дорожного мастера Филиппова и зверски изувечил Ленгова.

Последний из больницы вышел получеловеком, которому, по отзыву врачей, нельзя больше вверять управление паровозом, до того потрясено здоровье Ленгова. Особой медицинской комиссией он признан потерявшим всякую способность к труду.

Прекрасно сделали, потребовав 28 июля машиниста Ленгова за получением жалованья. Он тотчас явился, чтобы получить деньги, но...

– Вам совсем было не хотели выдавать жалованье, Валентин Фёдорович, – сообщил Ленгову артельщик, который для рыбинских служащих Ярославской дороги является и казначеем, и всем, что хотите.

– Это за июнь и июль, вероятно? – тревожно осведомился Ленгов.

– Даже за май не хотели. В ведомости было написано «не выдавать». Но я ездил в Москву, ходатайствовал в дорожном счетоводстве, просил господина управляющего. И вот в результате моей поездки Вам высчитали жалованье по 22 мая включительно, т. е. как раз по день несчастья. Потрудитесь получить.

– Благодарю Вас, – говорит Ленгов, – но я, простите, желал бы узнать основания, в силу которых начальство не даёт жалованье за последующее за несчастьем время, хотя бы за те же восемь дней мая, которые я провёл в больнице, будучи тяжело ранен взрывом ветхого и ржавого котла. Что взрыв произошёл от ветхости котла – это установлено судебным следствием. У меня есть копия со следственного производства. Вот, неугодно ли взглянуть...

– Извините, на чтение такой уймы бумаг я не имею ни времени, ни желания.

Это покамест самое лучшее, что могло дать начальство в награду изувеченному на службе машинисту Ленгову. Не лучше поступили и со вдовой да с сиротами дорожного мастера Филиппова. Их выгнали с казённой квартиры буквально на улицу.

Недавно один из нижегородских купцов предъявил к семье умершего своего приказчика иск о деньгах, затраченных им на похороны последнего, и газеты возмущались таким поступком купца.

Что же остаётся делать, если не купцы даже, но «интеллигенты», стоящие во главе железнодорожного управления, относятся к своим служащим также безучастно и бессердечно? Неужели хвалить их следует?

 

* * *

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в Министерстве путей сообщения подвергнут всестороннему исследованию вопрос об организации правильного лечения железнодорожных служащих, пострадавших от несчастных случаев.

Недостаток соответственной в этом отношении организации влечёт за собой очень частые случаи преждевременного выбытия из строя пострадавших работников, которым приходится выдавать большие единовременные и постоянные пособия.

Суммы, затрачиваемые на это, доходят на казённых железных дорогах до 1,3 млн. рублей в год, а на частных превышают 700 тысяч рублей.

 

* * *

ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ БЫТА железнодорожных служащих и обеспечения устойчивости персонала Министерством признано необходимым ввести на дорогах постепенное повышение окладов. Размер прибавок предполагается установить в пять процентов за три года или же в десять процентов за пять лет.

Право на прибавки может быть ограничено, например, условием о том, чтобы увеличенный прибавками оклад не превышал 2/3 нормального оклада. Кроме того, предполагается обеспечить железнодорожных служащих медицинской помощью и облегчить воспитание их детей.

 

* * *

ГАЗЕТА «УРАЛ» публикует список служащих одной казённой железной дороги. Вот этот список.

Заведующий грузовой статистикой этой дороги получает 2400 рублей (в год – Р. С.), дочь его – 480, сын его – 600, невестка – 480.

Помощник бухгалтера службы движения получает 2400 рублей, дочь его – 400.

Заведующий статистикой службы движения получает 2400 рублей, жена его – 720.

Помощник бухгалтера в службе пути получает 2600 рублей, дочь его – 540, восемнадцатилетний сын его – 900, племянник его – 720.

В коммерческом отделе в отделении статистики некто получает 1280 рублей, жена его – 480, дочь его – 480.

В главной бухгалтерии некто получает 6000 рублей, дочь его – 600 рублей.

В службе движения один старший счетовод получает 1500 рублей, жена его – 480.

И это, прибавляет газета, далеко не всё.

 


Комментарии