Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 08 октября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/57773/

О чём «Северный край» писал 110 лет назад

рубрика: История
Автор: Рубрику ведёт кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ. Номера «Северного края» предоставлены ГАЯО

ВЫВОЗ РУССКОГО МАСЛА, увеличивающийся с каждым годом, в 1899 году достиг до внушительной цифры в 1,2 млн. пудов*.

В текущем году, как известно, установлены срочные скорые поезда на Ригу и обеспечена скорая и исправная доставка масла в Англию, но как показал опыт текущего года, что всего этого недостаточно. Вагонов-ледников не хватает, лёд весь уже израсходован, отправители по неделям должны ожидать своей очереди и т. д. Все эти непорядки сильно ухудшают наше масло и обесценивают его на иностранных рынках.


В особом совещании при Министерстве финансов, созданном для рассмотрения этого важного вопроса, выяснилось, что в будущем 1902 году экспорт масла следует ожидать в 2,5 миллиона пудов. Для чего потребуется доставить на наши железные дороги кроме имеющихся уже 368 вагонов-ледников ещё до 1000 штук. Установить ежедневно срочные усиленные поезда не только на Ригу, но и в Петербург и Ревель и озаботиться устрой­ством холодных складов в местах отправления по главным станциям Сибирской железной дороги и в Петербурге.

Для детальной разработки всех этих вопросов и для исследования нынешних условий перевозки масла и их недостатков организована особая комиссия из трёх членов от Министерств финансов, путей сообщения и экспортёров.

* * *

ТАК КАК С УСТАНОВЛЕНИЕМ правильных рейсов от Риги до Лондона экспорт сибирского масла на английские рынки быстро возрос, то правительство признало необходимым принять ряд мер к упрочению и развитию экспорта этого продукта.

С этой целью командированы в город Курган Тобольской губернии, являющийся исходным пунктом для экспорта, Министерством земледелия – господин Калантар, Министер­ством путей сообщения – инженер Магуби и Министер­ством финансов – начальник отделения внутренней торговли господин Мурашкинцев.

Все эти лица вместе с представителем Московско-Казанской дороги выяснят на месте те меры, какие необходимо принять для достижения вышеуказанной цели.

* * *

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, возбуждённый некоторыми лондонскими крупными маслоторговцами против русских импортёров, которых они обвиняли в примеси маргарина к сибирскому маслу, окончился в пользу русского масла.

Командированному правительством специально с этой целью в Лондон известному знатоку молочного дела А. А. Калантару удалось доказать, что так называемые плотные составные части сибирского масла прямо зависят от холодного корма, как это, между прочим, нередко наблюдается в Норвегии и Голландии.

* * *

В ЗДАНИИ ЯРОСЛАВСКОЙ УЕЗДНОЙ ЗЕМСКОЙ УПРАВЫ 2 февраля 1902 года состоялась прекрасная лекция по молочному хозяйству А. А. Калантара. Нам хочется выделить эту лекцию из ряда других лекций, читанных там же разными лицами по молочному делу.

Лекция А. А. Калантара выгодно отличалась от всех других лекций одной симпатичной чертой. Господин Калантар не расплывался в специальных неинтересных для слушателей мелких вопросах молочного дела. Он старался увлечь слушателей возможностью построить молочное хозяйство на рациональных началах. И благодаря его убеждённости у его слушателей сложилось надлежащее впечатление.

Последнее важнее всего, а остальное – необходимые знания по ведению молочного дела – слушателям предоставляется приобрести самим, путём самодеятельности. Слушатели просили господина Калантара дать им список необходимых книг, из которых можно было бы почерпнуть нужные сведения.

____________________________

*Пуд – 16,38 кг