Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, понедельник, 27 августа 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/61210/

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром...»

рубрика: История
Автор: Татьяна ЕГОРОВА.
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ.

В четверг, 30 августа, в музее истории города открывается выставка к 200-летию войны 1812 года.


Основное впечатление, которое выносишь с этой выставки, можно свести к тому, что сказано давно и ёмко: Москва, спалённая пожаром, была французу отдана совсем не даром. За это заплачено кровью и потом многих тысяч русских людей. В том числе ярославцев.

Выставка приурочена к юбилею Бородинского сражения - уникальной битвы, где не было ни победителей, ни побеждённых, но где, по словам генерала Ермолова, «французская армия расшиблась о русскую». Сегодня на этом легендарном поле может побывать каждый, и тот, кто хоть однажды совершил такое паломничество, запомнит пережитые там чувства навсегда.

На выставке представлены археологические находки с Бородинского поля: осколки гранат, пушечные ядра, конские подковы. Кроме того, Угличский музей-заповедник дал «напрокат» подлинное оружие. Вот гусарская сабля. Кирасирский палаш. Сабля легкокавалерийская. Два капсульных пистолета - наш, производства Сестрорецкого завода, и французский. Впечатление дополняет обмундирование русской армии тех времён.

Небольшой уголок экспозиции посвящён Александру Тучкову и Маргарите Нарышкиной, романтическая любовь которых, как и множество других судеб, трагически оборвалась на этом поле.

Впрочем, выставка более широкая, чем Бородино, она называется «Отечественная война 1812 года и Ярославская губерния». На ней портреты исторических личностей с русской и французской сторон, карты и схемы военных действий, отдельные эпизоды той эпопеи, запечатлённые художниками, в том числе непревзойдённым автором серии картин на эту тему Верещагиным. Обратит на себя внимание раздел «Отечественная война в карикатурах» - рисунки, сделанные когда-то по горячим следам спасающейся бегством наполеоновской армии, а сейчас практически неизвестные широкой публике.

Выставка готовилась два года. Её устроители, коллеги из Угличского и Переславского музеев и прежде всего автор выставки, старший научный сотрудник музея Сергей Викторович Кузнецов, проделали огромную работу, которая позволит всякому, кто сюда придёт, сделать для себя какое-нибудь открытие. Как мне показалось, цель была - обогатить в том числе и знатоков этой темы. Нумизматы увидят медали и жетоны из, возможно, неизвестных для них коллекций музея «Бородино» и Угличского историко-художественного музея-заповедника. Историки и любители истории наверняка найдут что-то новое в библиографическом комплексе, составленном из книг 1820 - 1830-х годов, написанных современниками тех событий или по их живым свидетельствам.

Отдельный зал отведён тому, что происходило в то время в Ярославле и ярославских краях. Документы из Государственного архива Ярославской области рассказывают о формировании ополчения, о том, как собирали на него средства, в каких военных действиях и как оно участвовало.

Город принял беженцев из Витебской, Смоленской, Тверской губерний и особенно много из Москвы. Многие места в Ярославле прямо связаны с теми событиями. Бывший Дом офицеров - в нём находился штаб Ярославской военной силы (ополчения). Дом на Волжской набережной командующего ополчением генерала Дедюлина. Старинный особняк на той же Волжской набережной, известный как «дом Болконского». Усадьба Матвеевских на площади Челюскинцев, где нашла приют семья московского генерал-губернатора Ростопчина. Здание Демидовского университета на углу улиц Кирова и Андропова - бывший Дом призрения ближнего, превратившийся в 1812 году в главный военный госпиталь. Город был наводнён ранеными, особенно после Бородинской битвы, мест для них не хватало, документы свидетельствуют, что жители предоставляли им даже собственные дома.

На одном из стендов - списки военнопленных французов, оказавшихся в нашей губернии.

Малоизвестный факт: из-за большого скопления народа в Ярославле начались эпидемии, - замечает Сергей Кузнецов. Пришлось преодолевать и эту беду. В самом деле, кроме беженцев, раненых и пленных через город следовали ополченцы, каждый полк, как говорится в одном документе, «имел здесь дневку». В городе стоял сформированный в Твери батальон Великой княгини Екатерины Павловны и резервные корпуса русской армии численностью до 30 тысяч человек - Ярославль стал центром формирования войск запаса, эта страница истории города ещё ждёт своих исследователей.

В целом эта выставка - явление для города уникальное. Кажется, впервые сделана попытка наглядно представить в полном объёме, а вместе с тем и осмыслить роль наших предков в грандиозных событиях 1812 года. Как-то так случилось, что за двести лет эти события оказались овеяны неким романтическим флёром. Но ведь это была война, одна из самых жестоких бед, выпадающих на долю страны, разорившая многие города и сёла, оставившая без крова, погубившая и покалечившая тысячи людей - напоминает выставка. Тем не менее, это была беда, с честью пережитая нашим народом. Пережитая благодаря беспримерной отваге и сплочённости, на которые только способен русский народ перед лицом смертельной опасности.