Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 12 ноября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/637/

«Северный край» 100 лет назад

рубрика: История
Автор: Руслан СМИРНОВ, кандидат исторических наук


БЛЮСТИТЕЛИ ПОРЯДКА. Насколько корректно отношение нашей жандармерии к публике, видно из следующего факта.

Вчера разносчик «Северного края», сдававший на Московском вокзале газету для контр-агентов, был остановлен жандармом Шуваловым, который спросил у разносчика, не продаст ли тот ему номер «Северного края».

Услужливый разносчик тот же час подал просимый жандармом номер. Получив номер газеты, господин жандарм закричал на разносчика: «Какое право ты имеешь торговать газетами?!» Разносчик показал значок. Тогда блюститель порядка «на всякий случай» дает разносчику такого тумака, что у того летит шапка. Так поступают блюстители порядка.

* * *

НАКАЗЫВАЕМАЯ АЛЧНОСТЬ. Алчность некоторой части обывателей возбуждена. Грабители скупают вещи, отнятые у беззащитных людей 19 и 20 октября. Спускают за бесценок. Как не соблазниться. И вот некоторые люди пользуются этим для того, чтобы, в свою очередь, нажиться от обмана.

Алчность постигает своеобразное наказание. Покупаются дешевые металлические вещи и предлагаются проходящим на улицах с многозначительным объяснением, что «найдены»…

Обыватель, склонный поживиться, «понимает» объяснение и покупает грошовую вещь за рубль. Делается это обыкновенно вечером. Рассказывают такую сцену. Хорошо одетая дама только что купила таким образом медное кольцо и торжествующая удалилась от продавца, как последний был замечен городовым.

– Что продал?

– Кольцо.

– Какое?

– Вот такое, медное, по четыре копейки на рынке накупил.

– Так ли? Этой барышне?

– Да.

– Сударыня, – обращается городовой к удаляющейся барышне, – подождите минутку!

Но любительница дешевого почувствовала опасность. Она знала, что купила, и не думала, что ошиблась. И вот с «дорогой» покупкой она нашла возможность еще потратиться на лихача, чтобы избежать объяснения с городовым.

* * *

В БЕГСТВО. Уже сообщалось, что низшие чины полиции за последнее время в значительном числе подают прошения об отставке. Обстоятельство это вызвало меру удержания на службе чинов полиции путем увеличения им получаемого содержания.

Несмотря, однако, на это, служащие в полиции продолжают подавать заявления об уходе. Число этих заявлений достигло в настоящее время размеров, никогда не имевших места: уходят не только городовые, но также и околоточные, и помощники приставов. Вместе с тем крайне уменьшилось и число желающих поступить в резерв полиции для обучения в полицей-ской школе.

* * *

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ. Милостивый государь господин редактор!

Мне хочется сообщить нечто, относящееся к характеристике нашей полиции. По-моему, нет ничего удивительного, если ярославская полиция была участницей и попустительницей погромов в памятные дни 19 – 21 октября. Она и в мирное время была не прочь половить рыбку в мутной воде.

Со мной был следующий случай. 5 октября сего года меня обворовал известный полиции вор Алахвердов. Вытащив у меня 107 рублей 50 копеек, он бросился бежать, но я его успел задержать. Это было около 11 часов вечера на углу Нетечи и Власьевской.

При обыске вора в первой части я усиленно просил дежурного околоточного допустить меня к обыску, но господин околоточный грубо и нагло приказал не вмешиваться не в свои дела, сказав, что у вора нет ничего.

Затем стащил с меня пальто и стал более тщательно обыскивать меня, даже каждую бумажку подробно читал. Не найдя ничего подозрительного, он приказал мне удалиться, что я немедленно и исполнил, видя полное доверие к вору, а не ко мне.

На третий день, когда я был в части по требованию господина Мартынова, околоточный Соколов все время хохотал и издевался надо мной, так что я принужден был попросить его не смеяться.

Видя, что ничего доброго не будет от полиции, я стал просить полицейского Орлова последить за поведением Алахвердова, который по-приоделся и стал гулять по пивным.

В один день он признался городовому Орлову в краже, сообщив маленькую подробность: 50 рублей взял себе, 50 рублей оставил в полиции, а остальные дал на чай городовому Быкову, который и был при обыске.

Городовой Орлов задержал вора, признавшегося во всем, за что и получил внушительный выговор от своего начальства за то якобы, что он не в свое дело суется.

Этот случай со мной очень хорошо характеризует нравственный уровень полиции. Если полиция в мирное время грабила обывателя, то что удивительного, что в тяжелые дни 19 – 21 октября она уже явно грабила часовые магазины евреев на Власьевской улице, как это удостоверил рабочий Голосов в письме в «Северный край» от 29 октября: он видел околоточного, вылезавшего из окна с пазухой, набитой будильниками и золотыми часами.

Прошу Вас предать все вышеизложенное гласности. Полиция теперь очень сердита на меня, постовому городовому Лобанову, стоявшему однажды у моей лавки в рядах Спасского монастыря около 12 часов ночи, было строго приказано не стоять около лавки этой «сволочи» Сидорова, предварительно обругав более чем по-русски. Этот приказ был отдан совершенно пьяными приставами Медведевым и Магалинским и околоточным Соколовым.

Торговец – крестьянин Павел Сидоров.



* * *
Номера газеты предоставлены ГАЯО.