Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 18 ноября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/722/

Почему Ярослав – Мудрый?

рубрика: История
Автор: Татьяна ЕГОРОВА

Академик Валентин Лаврентьевич Янин – крупнейший современный историк. В течение многих лет он возглавляет археологические раскопки в Великом Новгороде. Является первооткрывателем знаменитых новгородских берестяных грамот и авторитетнейшим знатоком истории Великого Новгорода – города, которому принадлежит особая роль в становлении российской государственности. На днях академик Янин побывал в Ярославле и выступил на коллоквиуме в музее-заповеднике, посвященном Ярославу Мудрому и его времени.


Основатель Ярославля известен у нас в основном легендами. А вот в Новгороде Великом он оставил совершенно материальные следы своего правления. О некоторых из них и рассказал Валентин Лаврентьевич. По ходу общения с коллегами какие-то вопросы задавали ему, какие-то он задавал себе сам и тут же отвечал на них.

– Почему Ярослава назвали Мудрым?

– В России всегда любили давать прозвища своим правителям. Мы знаем, как объяснить большинство из них, почему Иван Грозный, Дмитрий Донской, Александр Невский. А почему Ярослава назвали Мудрым? Хотя было немало других действующих лиц отечественной истории, обладавших тем же качеством, закрепилось это имя только за ним.

Я считаю, что мудрость не просто характеризовала князя как человека, она была символом его жизни. Осознанной целью всех его деяний. Два главных храма, построенных им в Киеве и Великом Новгороде, посвящены Софии Премудрой. Оба! Такое не может быть случайным.

Я пережил в своей жизни два звездных момента. Первый – 26 июня 1951 года, когда в Великом Новгороде была найдена первая берестяная грамота. Сейчас их уже 956. И второй – 13 июля 2000 года, когда была обнаружена деревянная книга на четырех вощеных страницах. Она прекрасно датировалась – первая четверть XI века, время князя Ярослава. Перед нами был древнейший памятник кириллического письма, древнейшая славянская книга.

Воск во многих местах рассыпался, некоторые страницы нельзя было прочесть. Но уже первая расшифровка показала, что перед нами какой-то канонический текст. Какой самый распространенный? Псалтырь, рассудил я, его изучали с дет-ства. И не ошибся. На первой, наиболее сохранной странице первая же фраза, которую я прочел, показалась знакомой. Я положил рядом псалтырь на старославянском языке и стал искать эту фразу. И нашел ее в 75-м псалме! После реставрации страницы мы даже увидели там эту цифру – 75.

В ужасном состоянии оказалась вторая страница. Буквально по крошке мы собирали и восстанавливали оставшиеся фрагменты – их оказалось более тысячи. Там обнаружился конец 75-го псалма и конец 76-го.

Третья страница – это конец 76-го псалма: «В море пути твоя приходят». Я когда увидел эти слова – вздрогнул. У Пушкина в стихотворении «19 октября», когда он пишет о своем лицейском товарище Матюшкине: «И с той поры в морях твоя дорога». Оказывается, Пушкин цитировал 76-й псалом!

Но самое интересное на четвертой странице. Конец 76го псалма, дальше почему-то пустое место, а потом стертая строчка, которая после восстановления оказалась из 67го псалма.

Когда мы разобрались во всем этом, то поняли, что это книга, на которой учитель писал, как сейчас на доске, а ученики списывали. Он стирал, дальше писал, опять стирал. Это подтвердилось, когда один ученый начал изучать вощеные доски с лупой, фотографировать и исследовать их с помощью компьютера – вот тогда мы стали читать и то, что было процарапано раньше. Эта книга долго употреблялась. Текст старославянский, со многими особенностями языка, характерными для восточных славян.

Воск мы отправили в лабораторию в Швецию. Оттуда ответили: он действительно датируется самыми первыми годами XI века. Иначе говоря, шведы подтвердили, что книга относится к первым годам княжения Ярослава.

– Нас учили, что был сборник законов Русская Правда (Правда Ярослава). Но выходит, наравне с проблемами права при нем решались и проблемы образования?

– Устремленность к мудрости видна и в дошедшем до нас историческом факте. В 1030 году князь собрал 300 детей, чтобы учить их грамоте. Последствия дошли до нас в виде вполне осязаемых материальных свидетельств. Свыше 450 берестяных грамот, найденных нами, относятся к XI, XII, XIII векам. А пергаментных листов того времени, подлинных, науке известно всего три. Число письменных источников обильно умножилось – это результат деятельности Ярослава Мудрого. Первые берестяные грамоты в Великом Новгороде относятся к 30-м годам XI века – как раз к началу массового обучения новгородцев грамоте. Кто-то из них сообразил, что гораздо проще писать не на пергаменте, не на вощеных дощечках, а на бересте.

– Вы упомянули о замечательных строениях эпохи Ярослава – храмах в Киеве и Великом Новгороде...

– Это второе направление мудрости Ярослава Владимировича. Грамотность открывает путь приобщения к культуре. Я был в прошлом году в Греции, в монастыре святого Луки, и поразился: архитектурные детали те же, что в Киеве и Великом Новгороде. И в целом – так похоже! И не только в архитектуре дело, при Ярославле Мудром произо-шло и приобщение к лучшим образцам живописи того времени. И еще страна требовала защиты. Он строит Юрьев, при нем возникает Ярославль, городские укрепления в Киеве и Новгороде.

– Во время раскопок в Великом Новгороде в 1994 году была найдена свинцовая печать с изображением воина и надписью «Ярослав – князь русский». Значит ли это, что он выглядел именно так, как на этой печати?

– До того Ярослава Мудрого мы представляли по работе Герасимова, который восстановил его облик по черепу. Бородка, то-се, и получился такой благодушный старичок. Князь умер в 76 лет. Но мы нашли печать, где он гораздо моложе и облик у него воинственный: в островерхом шлеме, в княжеской одежде, с длинными торчащими усами. Некоторые черты сходства наверняка присут-ствуют, хотя в ту эпоху подобные изображения, конечно, носили характер обобщенный.

– Вы занимаетесь Великим Новгородом. А историей города Ярославля не занимались?

– До недавнего времени не приходилось. Приведу одну шутку. Глаза на Ярославль и Ростов мне открыл Анатолий Тимофеевич Фоменко. Тот самый, который считает, что Великий Новгород – это Ярославль, а того города, который я изучаю уже много лет, вообще не существовало. Случилось так, что я оказался приглашен на новогодний прием к ректору МГУ Садовничему. Увидел рядом Фоменко, который, как известно, физик, и говорю Садовничему: «А не командировать ли вам Фоменко ко мне на археологическую практику вместе с первокурсниками?» Ректор ответил достойно: «Как я могу? Он же на Ярославский вокзал поедет, заблудится».

– Как вы думаете, в Ярославле могут быть найдены берестяные грамоты?

– В Великом Новгороде их сохраняет влажный слой. Они найдены в Торжке, Старой Руссе, Смоленске, Москве. Прежде всего это зависит от природных условий.

– Некоторые считают, что нужна особая методика археологических раскопок, рассчитанная специально на берестяные грамоты...

– Методика простая. Все, что мы достаем из земли, перебираем ручками.

– Может быть, места надо знать?

– В свое время мы составили карту Великого Новгорода, на которой указана толщина культурного слоя по всему городу. В ее основе сотни данных геологического бурения. Чем толще культурный слой, тем больше шансов в нем что-то найти, в том числе берестяные грамоты.

– Как относятся местные власти к тому, что раскопки в городе идут уже несколько десятилетий?

– Мы все время боремся. Власти говорят, что археологам нужно отвести некие резервации. А я убеждаю, что древний Новгород – это четвертая часть современного Новгорода. Сохранение древностей и организация их показа может дать городу гораздо больше средств, чем строительство современных зданий для привлечения туристов – даже самыми шикарными из них никого не удивишь.

Комментарии