Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 16 августа 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/9/9342/

Практические уроки оперативного мастерства

рубрика: История
Автор: Игорь ХЛЕБНИКОВ

С 17 мая «Северный край» начал печатать серию очерков ветерана УВД Артема Власова, посвященных 90­летию ярославской милиции. Первые материалы, публиковавшиеся в мае­июле, были посвящены становлению органов внутренних дел. Сегодня о работе ярославского уголовного розыска в 60­е годы вспоминает ветеран УВД Игорь ХЛЕБНИКОВ.


Первый урок я получил в 1963 году в кабинете начальника уголовного розыска УВД Ярославской области Александра Дмитриевича Макарова. От его решения зависела моя дальнейшая жизнь и судьба. На встречу я надел выходной костюм, лучшую рубашку и галстук, до блеска начистил ботинки. К возможным вопросам готовился тщательно, предполагая, что будут какие­нибудь тонкие психологические ловушки или иная проверка в этом роде. Сердце билось учащённо. Возможно, Александр Дмитриевич спросит о том, почему я настойчиво рвусь в уголовный розыск, и на этот случай я подготовил тираду о гвардии советской милиции, намереваясь торжественно заявить, что хочу быть на переднем крае борьбы с преступностью. Однако уже с первой минуты встречи стало ясно, что места для высокопарных заявлений здесь нет.

Александр Дмитриевич начал разговор по существу прямо с наставления вновь назначенному молодому оперуполномоченному уголовного розыска: «Будут и неудачи, нужна воля, настойчивость. Работа потребует от вас полной мобилизации физических и психических сил. И ещё... нам приходится иногда одевать специальную одежду, чистить помойки и уборные».

От радости и благодарно­сти, переполнявших моё сердце, я потерял дар речи и только согласно кивал головой.

Приведу пример, который стал для меня ещё одним уроком. В Кировском районе Ярославля в квартире был обнаружен труп проститутки. С целью скрыть следы преступник устроил пожар. Огонь погасили, жильцы многоквартирного дома не пострадали, но следы пальцев удалось обнаружить только на одной бутылке. Число связей потерпевшей было столь велико, что выявить всех её собутыльников и иных близких знакомых представлялось малоперспективным.

Огромный объём работы, проделанный «зубрами» из ОУР и молодыми, вроде меня, операми, не дал положительных результатов. Почти два месяца прошло, а до раскрытия было так же далеко, как и в первый день. Однако Макаров, проанализировав ситуацию, выявил допущенные нами ошибки и просчёты, потребовал их устранить и немедленно провести дополнительные оперативно­розыскные мероприятия. И вот глубокой ночью по отпечаткам пальцев был установлен подозреваемый, на которого ранее никто из нас не обратил должного внимания, поскольку связь его с потерпевшей казалась случайным, малозначительным эпизодом. На фоне колоритных фигур, которых обязательно полагалось проверить, подлинный преступник показался нам не заслуживающей внимания мелкой рыбёшкой, которую следует выпустить из сети. Но иное мнение имел Макаров.

В нём наилучшим образом сочетались глубокие знания теоретических основ оперативно­розыскной деятельности, криминалистики, судебной медицины с опытом правоведа, одарённого оперативной интуицией.

Более сорока лет прошло, а в памяти ярко запечатлелись события того времени, как будто они произошли вчера.

В учреждении, расположенном в Кировском районе, был похищен сейф. Кроме всего прочего в нём находились документы, имевшие большое значение. На карту был поставлен авторитет уголовного розыска. В большом зале УВД Макаров собрал всех сотрудников и лично дал конкретные задания.

Впервые я получил тогда возможность увидеть сразу всех коллег Ярославля. Это была дружная семья единомышленников, готовых на самопожертвование. Многие из них были удостоены орденов и медалей за боевые действия на фронтах ВОВ и в мирное время, на поприще борьбы с преступностью.

Вскоре после совещания последовал результат. Уже на третьи сутки на причастность к краже сейфа была проверена конкретная группа преступников­рецидивистов. Под непо­средственным руководством старшего оперуполномоченного ОУР УВД майора милиции Б.А. Калинина всю группу взяли во время очередного кутежа. Похищенные с сейфом документы преступники выбросили в помойку, где их и удалось отыскать в целости.

Как правило, при совершении на территории того или иного районного (городского) отдела милиции особо опасного преступления, прибыв на место, Макаров сосредотачивал в своих руках основные рычаги управления.

Показательно в этом отношении раскрытие убийства двух рабочих, совершённое при разбойном нападении на территории Красноперекопского района. Преступник нанёс потерпевшим множественные удары по голове, до неузнаваемости обезобразил ломом трупы, похитил деньги, полученные в день зарплаты.

Под руководством Макарова в короткий срок были эффективно задействованы все милицейские силы и средства. В течение суток личность опасного преступника­рецидивиста была установлена, но он успел перейти на нелегальное положение. И всё же на пятые сутки после совершённого преступления при появлении на одной из квартир преступника встретили крепкие руки оперативников.

С конца 60­х годов я работал в аппарате областного уголовного розыска. Полковник милиции А. Д. Макаров уже возглавлял УВД Ярославской области. Начальник областного уголовного розыска Владимир Иванович Козырев поручил мне план по раскрытию убийства женщины, совершённого 3 года назад, 7 марта 1967 года при разбойном нападении в магазине, расположенном на территории рынка в Рыбинске. Днём, когда люди спешили за праздничными подарками, преступники вошли в магазин, закрыли дверь на крючок, убили продавца, похитили выручку и скрылись.

Работу по раскрытию данного преступления в МВД СССР взяли на контроль.

Исключительное по дерзо­сти, цинизму и жестокости преступление вызвало большой общественный резонанс. Месяцами личный состав Рыбин­ского городского отдела милиции не знал ни отдыха, ни передышки. Для раскрытия преступления в Рыбинск выезжали наиболее опытные сотрудники уголовного розыска.

Работа по раскрытию преступления продвигалась медленно, но в верном направлении. Нам удалось выйти на преступников, их было двое. Одного из них мы водворили в следственный изолятор, второго задержали в городе Обояни Курской области и этапировали в Ярославль. Но затем возникла сложная ситуация в связи с отсутствием достаточных данных для дальнейшего содержания подозреваемых под стражей. Вероятность того, что убийцы уйдут от ответ­ственности, была велика. В этой критической ситуации к нам на помощь пришёл А. Д. Макаров. Выслушав наши предложения, он связался с прокуратурой. Заместитель прокурора области Николай Иванович Волгин лично провёл следственные действия, которые требовали особо тонкого психологического подхода и совершенной следственной тактики.

Дело сдвинулось с мёртвой точки. В дальнейшем опытный следователь прокуратуры Ким Иванович Тупотилов успешно осуществил расследование. Областной суд приговорил преступников к максимальному сроку лишения свободы и высшей мере.