Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 26 марта 2015
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/13/63057/

26 марта ушла из жизни старейший журналист области Инна Константиновна КОПЫЛОВА

рубрика: !Новости

В журналистике Инна Константиновна Копылова (Коротаева) отработала почти 60 лет! Начинала в областной молодежке, в 1966-м перешла в "Северный рабочий" и осталась верной ежедневной областной газете до её последнего номера. На этом сайте читатели и сегодня ищут её статьи, опубликованные в 2002-2012 годах.

В последнее время Инна Константиновна освоила Интернет, завела собственную страницу, где размещала свои новые и опубликованные ранее произведения. Прочитать их вы можете здесь.

25 августа Инне Константиновне исполнилось бы 85 лет...

Прощание с Инной Константиновной Копыловой пройдёт в субботу, 28 марта, в 10 часов 30 минут в Леонтьевской церкви.


Ниже помещены два материала, посвящённые Инне Константиновне. Первый был опубликован в "Северном крае" 25 августа 2010 года в связи с 80-летием Инны Константиновны, второй - 13 августа 2003 года в связи с 50-летием её работы в журналистике.

 

С ВОЛНЕНИЕМ И ЛЮБОВЬЮ К ЧИТАТЕЛЮ

В каждой профессии есть люди, которые не нуждаются в особом представлении. Достаточно назвать фамилию, и окружающим становится ясно, о ком идёт речь. Инна Константиновна – из таких людей. Не должность и не титулы приносят человеку известность и авторитет. За ними – десятилетия труда, талант, любовь к людям, честное отношение к делу, которому ты служишь. Всё это в полной мере отличает нашу Инну Константиновну.

В журналистику она пришла после окончания Москов­ского университета в те годы, когда областная молодёжная газета ещё называлась «Сталинской сменой». Но уже тогда совсем не «сталинским» было её отношение к людям, к читателям, для которых она стала работать. Никогда они не были для молодой журналистки «винтиками», годными лишь для скрепления жёсткого каркаса «будущей светлой жизни». К каждому своему герою она подходила тогда и подходит сегодня как к личности, в которой живёт целый мир, пусть не во всём светлый, почти всегда – противоречивый, но стремящийся к добру и счастью. Нужно только разглядеть этот мир, понять законы, по которым он живёт, и тогда любой человек раскроется как дивный цветок.

В то время выходили только две областные газеты. Попасть на работу в «Северный» было мечтой любого ярославского журналиста. Отбор был очень жёсткий. Чтобы доказать своё право работать в ежедневной областной газете, нужны были годы упорного труда. Инну Константиновну в «Северном» не просто ждали. До сих пор старожилы редакции вспоминают историю её перехода из «Юности» в 1966 году.

Дело было так. Тогдашний редактор «Северного» Александр Михайлович Иванов давно присмотрел молодую, но уже опытную журналистку. Но переманивание кадров в те годы не приветствовалось, а за здорово живёшь отпускать Инну Копылову из «Юности», пусть даже и с повышением в статусе и зарплате, никто не собирался. За самовольство же можно было огрести и «строгача с занесением» со всеми вытекающими послед­ствиями. Чтобы уладить дело миром, Иванов придумал «заплатить» коллегам из молодёжки солидный по тем временам «выкуп». «Юность» тогда была газетой безлошадной, а в «Северном» имелся не очень востребованный мотоцикл. Вот редактор и пообещал в обмен на переход Копыловой в «Северный» отдать мотоцикл «Юности». Так и был совершён этот беспрецедентный «трансфер».

С тех пор редакция не устаёт добрым словом поминать Иванова за такой «антипартийный подход» к кадровой политике. За годы работы в «Северном» Инна Константиновна написала тысячи статей, репортажей, интервью, заметок, многие из которых становились событиями в газетном мире. Всё, за что она берётся, будь то судьба российского села или проблемы экологии, вопросы чистой воды или воспитания, исследование перспектив ржаного поля области или наступления на наши поля борщевика, всё под её пером обретает черты, волнующие каждого читателя. Вот почему её статьи часто становились поводами для конкретных решений областных и районных властей.

Но главное, в чём трудно состязаться с Инной Константиновной, – это её рассказы о людях. Колхозный активист, живший много лет назад, и наш современник, участник войны и совсем молодой человек, известный музыкант и скромный труженик – все они словно оживают на страницах газеты. Поклонница Паустов­ского и Пруста, Инна Константиновна через самые, казалось бы, малозначимые детали так воссоздаёт жизнь своих героев, что читателю кажется, будто он знаком с ними целую вечность. Не случайно многие её материалы, посвящённые нашим землякам, стали главами книг «Ярославны» и «Ярославичи», выпущенных мэрией города к 1000-летию Ярославля.

И ещё одна тема, которая особенно близка Инне Константиновне, – судьбы братьев наших меньших. Она как никто умеет радоваться при виде счастливого зверя и печалиться о судьбе брошенной хозяином животины. И не просто печалиться, но и помогать в устройстве его будущей жизни.

 

 

ПОЛВЕКА В ГАЗЕТЕ

 

«Футбольный (хоккейный) клуб «Икс» приобрел за несколько миллионов долларов у клуба «Игрек» неплохо зарекомендовавшего себя в минувшем сезоне нападающего «Имярек». С новобранцем заключен контракт. Указанная в договоре сумма причитающегося ему гонорара не афишируется». Таковы аппетитно пережевываемые прессой спортивные реалии сегодняшнего дня. Хоть «за бугром», хоть в России. Все по законам рынка: талант – это товар, и он должен иметь хорошую цену.

Всоветскую эпоху отечественные спортсмены являлись объектом социалистического распределения, как колбаса, выпускники вузов или лимиты на стройматериалы. Не торговали на Родине ни мясом, ни людьми. Но и в те времена нет-нет да и пробивались кое-где у нас порой ростки свободного рынка. В 1966 году в Ярославле была заключена следующая коммерческая сделка между печатными органами обкома КПСС и обкома ВЛКСМ. Редакторы «Северного рабочего» (тогда так назывался наш «Северный край») и «Юности» договорились о взаимной передаче двух объектов. «Северный» отдавал «молодежке» новенький автомобиль «Волга» и приобретал яркого журналиста Инну Копылову. Говоря современным языком, сумма сделки составила несколько тысяч долларов. Но сделавших взаимовыгодный бизнес (журналисты «Юности» до той поры в командировки пешком ходили, а Копылову «Северный» уже целый год пытался переманить) руководителей не наказали за дискредитацию экономических принципов социализма. И в прессе о происшествии не было сказано ни слова. А ведь это так любопытно: во что обошлось предприятию новое приобретение, какова сумма контракта с «легионером»...

Да Инна Копылова и сама не помнит, сколько ей тогда платили. Предполагает, что в результате перехода она даже потеряла в деньгах. На первых, по крайней мере, порах. Все-таки была заведующей отделом, прекрасно знала темы, на которые писала, выступления ее, часто гневные, обличительные, имели широкий резонанс. Ну а оплата труда в журналистике всегда строилась на конечном результате. Чтобы подняться на прежнюю высоту в другой газете, потребовалось некоторое время. Свое согласие на переход Инна Константиновна объясняет тем, что пришла пора и, главное, хотелось попробовать другие, более «взрослые» и более интересные темы.

Вообще интерес к жизни во всех ее проявлениях, обычное человеческое любопытство – вот главные творческие движители Инны Копыловой (по мужу – Коротаевой). Она и в журналистику пришла только по этой причине.

– Профессия эта в послевоенной литературе, в кино была овеяна фантастической романтикой, обещала утоление моего бесконечного любопытства, – говорит Инна Константиновна. Учиться поехала, конечно же, в Московский университет. А там на журналистику конкурс 26 человек на место. Да еще куча «льготников»: ветераны Великой Отечественной, которым тогда было по 25 лет, шли вне конкурса, понижая шансы прочих.

Единственный раз в жизни Инна рисковать не стала. Сделала обходной маневр, поступила на филологию, на отделение славянских языков. Потом это очень помогало в жизни. Материально. Ярославские заводы много контактировали с Югославией, Чехословакией, Польшей. А документация – это она сейчас выходит на всемирном английском, а тогда была сплошь на родном. Инна Копылова в свободное от работы время переводила технические тексты и зарабатывала деньги. Была от тех заказов и еще одна польза. Не очень-то любили заводские руководители пускать на свои закрытые территории «проныр-журналистов», но к Инне было особое отношение. Ее имя открывало ворота даже секретных объектов. Узнает о проблеме – и едет разбираться.

Впрочем, не всегда приходилось выезжать на место по тревожному сигналу. Звонит по телефону, договаривается о визите. А собеседник на другом конце провода знает, что неспроста все это, задает уточняющий вопрос и... обещает исправить положение. И исправляет! Темы, правда, для написания критической статьи уже не было. Но ведь не ради газетных строчек работает журналист, а ради блага своих читателей. И если можно было разрулить конфликт, не доводя его до обнародования, то Инна Константиновна так и делала. Она до сих пор исповедует именно этот принцип работы.

А уж с ЖЭКами, с которыми журналисты воевали всегда, получалось вообще анекдотично. Тамошнее начальство прознало, что Инну Копылову хлебом не корми, но дай полазить по дырявым крышам, по затопленным подвалам. Как ни прячь от нее ключи, пролезет, все увидит своими глазами и обязательно какую-нибудь гадость напишет. Будешь потом краснеть на бюро райкома… Лучше делать все сразу и хорошо, и желательно до того, как там появится Копылова. К ее визитам готовились, как к посещениям правительственных чиновников: красили, белили, наводили марафет…

Но не только гадости писала Копылова. Она гордится, что многим помогла улучшить жилищные условия. Описала все главные стройки Ярославля 50 – 60-х годов. Залезала на самую высокую трубу вновь возведенной ТЭЦ-3, перед самым запуском лично «проинспектировала» плавильную печь «Ярполимермаша». Летала вместе с Терешковой... Нет, не в космос, но во время тренировочных полетов беседовала, сидя рядом с ней в самолете. На некоторые вопросы Валентина не отвечала, скрывалась от назойливой журналистки, бросаясь вниз головой в парашютный люк...

А вот Инне как-то не довелось прыгнуть с парашютом. Хотя, когда она приехала в свою первую журналистскую командировку в одно из сельхозпредприятий Некоузского района, тамошние доярки с завистью смотрели на ее университетский значок и спрашивали: "А сколько прыжков с парашютом вы совершили?" Похожи чем-то значки десантника и выпускника вуза... Зато она летала на планере! А однажды командир рейсового АН-2, летевшего из Ярославля в Захарьино, передал ей штурвал самолета, когда они шли над Рыбинским водохранилищем. Пассажиры ничего не заметили, а в отчете о командировке сей факт отражен не был. Иначе ой бы как влетело доверившемуся прессе человеку!

Но летать в командировки приходилось нечасто. В первые годы работы, когда у редакции не было машины, когда еще не были построены многие из пересекающих нынче область дорог и по ним не ходили автобусы, приходилось перемещаться на попутных трейлерах, на телегах, а то и пешком. Иногда подвозили верхом на лошади... Еще тогда зародилось желание самостоятельно освоить управление этим средством передвижения. Позже удалось!

Весной нынешнего года Инна Константиновна выполняла редакционное задание. Надо было написать о Тверицком боре. Зашла к своим друзьям в конно-спортивную школу, там ей запрягли лошадку, помогли вставить ногу в стремя (наша героиня – женщина миниатюрная), и журналистка отправилась работать. Первый раз в жизни – в командировку верхом на лошади!

Творчество Инны Копыловой – это вечное движение, дороги и еще любовь к природе. Одно из недавних ее журналистских расследований посвящено теме «екатерининских берез». Существовала легенда, будто по указу великой императрицы вдоль всех дорог страны были посажены березовые аллеи. И сейчас еще сохранились кое-где их остатки. А когда-то жители придорожных селений ухаживали за березками, подновляли, сажали вместо погибших молодые деревца. Ведь старые, грунтовые еще дороги не расчищались после зимних метелей дорожными службами, и такая забота о посадках являлась жизненной необходимостью. Инна Константиновна доказала, что кроме ушедшей в прошлое «прикладной» ценности у тех аллей есть и немалая историческая значимость. Ей удалось найти в архивах тот императорский указ! Кропотливый труд завершила яркая публикация.

Кстати, не каждый журналист способен проводить такие расследования. А у Инны Константиновны их десятки. Труд ее отмечен знаком «Ветеран труда», званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», медалью российского Союза журналистов в честь юбилея отечественной печати. А на днях Инна Коротаева (девичья фамилия Копылова так навсегда и осталась подписью под публикациями, псевдонимом, если угодно) отмечает свой собственный юбилей – 50 лет творческой деятельности. Количество интервью, взятых ею за это время у разных интересных людей, подсчету не поддается. А вот самой давать интервью не приходилось. С большим трудом мы убедили ее ответить на несколько вопросов.

– Инна Константиновна, кто из тех, с кем приходилось встречаться, оказал наибольшее влияние на вас?

– Больше всего я ценю уроки, полученные у коллег-журналистов. Среди них редактор «Северного» Александр Михайлович Иванов, который пригласил меня сюда работать. У него была великая способность поддержать человека, он умел окрылить журналиста, продемонстрировав высокую оценку его труда. Коллега Толя Костюков писал изящно, его элегантная ирония оказалась востре бованной в столичной прессе, он и сейчас работает, кажется, в «Общей газете» заместителем главного редактора. Собкор «Правды» Зоя Быстрова, которую Федор Лощенков (первый секретарь обкома КПСС. – Н.Б.) терпеть не мог за принципиальность и твердость характера. А еще немало вынесла я из общения с председателем Ярославского горисполкома Юрием Дмитриевичем Кирилловым – никто из руководивших позже городом людей так не любил его, не сделал так много для решения городских проблем и не был так доступен и понятен народу. Самое главное, что все эти люди были настоящими интеллигентами...

– А что такое настоящий интеллигент в вашем понимании?

– Главный признак интеллигентности – уважение к личности другого человека.

– Откуда оно берется? Это врожденное качество или его можно приобрести? Если можно, то как?

– Можно. Надо общаться с достойными людьми и читать хорошие книги.

– Какие, например?

– «Начало неведомого века», «Бросок на юг», «Книгу скитаний» и другие автобиографические повести Константина Паустовского, «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, «Фауста» Гете, «Мастера и Маргариту» Булгакова... Для начала хватит!

– Что бы вы сделали в первую очередь, оказавшись руководителем, ну, допустим, города Ярославля?

– Перестроила бы всю систему управления жилищно-коммунальным хозяйством. Невозможно избавиться от ощущения, что сейчас она функционирует с единственной целью – унизить человека. А еще надо прекратить процесс превращения парков, скверов, которыми украсил город Кириллов, в автостоянки. Гораздо больше подходят для этого пустыри, но они так и остаются пустырями, более того, приходят в еще большее запустение. Ярославлю надо вернуть всегда славившую его красоту.

– Что дает вам сегодня журналистская работа? За годы творчества вы заработали огромное уважение людей, в том числе и влиятельных сегодня; могли бы уйти на заслуженный отдых, пользуясь своим общественным авторитетом для спокойной и свободной от проблем частной жизни...

– Многие не поверят, удивятся, будут смеяться, но я люблю свою работу. Именно поэтому я никогда не хожу в отпуск. Мне просто скучно целый день сидеть дома... И потом, за работу ведь деньги платят! Лишними они не бывают, тем более, что на пенсию прожить весьма проблематично. А уж если как сейчас, когда у меня болен муж и каждый месяц мы должны тратить на лекарства три тысячи рублей, то я просто обязана работать и зарабатывать деньги, покуда хватит сил…

На этой мрачноватой ноте не хочется заканчивать рассказ о человеке, чья жизнь вместила несколько эпох истории родного края и всей страны. История никогда не завершается, у нее всегда есть продолжение. И у Инны Константиновны есть мечты, прямо вытекающие из самых ярких страниц ее творческой биографии.

– Лет двадцать назад в Ярославском театре кукол был поставлен удивительный спектакль. «Слово о полку Игореве». Сценарий написала Маргарита Ваняшова. Музыка композитора Пендеревского (имени не пом-ню). Куклы – в полтора человеческих роста. Чудесные декорации. Великолепная была постановка. Но не понравилась кому-то в обкоме КПСС! Спектакль запретили… Большая часть декораций и куклы сейчас безвозвратно утрачены. Уехали из Ярославля игравшие тогда актеры. Никто не догадался заснять спектакль на кинопленку. Но у меня дома лежит магнитофонная кассета с полной записью музыки и текста, произносимого актерами. Остались воспоминания, лежат, наверное, где-то в дальних пыльных углах театра остатки декораций, кукол. Никуда не делась сценаристка... Было бы здорово восстановить тот спектакль! Как когда-то находка Мусина-Пушкина в Спасском монастыре древнего текста «Слова о полку Игореве» восстановила важный пласт культуры и истории нашей страны. Спектакль мог бы стать визитной карточкой нашего города, его можно показывать почетным гостям, на него ходили бы туристы… А то ведь что у нас сейчас есть своего, по-настоящему местного, кроме песни «Ярославна», которой на вокзале встречают и провожают московскую электричку?

Записал Николай БИКУЛОВ.