Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 29 июля 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/57020/

1111 километров по Золотому кольцу

рубрика: Общество
Автор: Лариса ДРАЧ
Фотографии: Лариса ДРАЧ

Окончание. Начало в номере от 22 июня с. г.

 Пожалуй, столь же цельное ощущение, но уже с музейным уклоном, оставляет Суздаль. В дорогу я взяла книгу путевых заметок Павла Мальцева. Он – экскурсовод, однажды схожим маршрутом вёз группу итальянцев, о чём и рассказал в своей книге с большим юмором. Мальцев пишет, что когда его итальянцы, ошалевшие от обилия православной архитектуры на квадратный метр городской площади (здесь порядка полусотни храмов), взмолились «есть ли в Суздале ещё что-нибудь, кроме церквей?», экскурсовод «добил» их бодрым ответом: «А как же! Монастыри!».

 


Это – правда, но если ваше путешествие далеко от паломнического тура и стоит проблема, чем бы развлечь малолетнее чадо, то можно посетить музей деревянного зодчества, где сохранились ветряные мельницы, есть колодец с поворотным кругом такого размера, что внутрь него спокойно заходил человек и вращал барабан по прин­ципу «белки в колесе». В изукрашенных деревянным узорочьем домах представлены интерьеры крестьянской жизни. В музее вместе с нами радовались жизни не только дети, но и группа японских туристов. Один бедолага, натёрший ноги до крови, разулся и ходил от одного музейного здания до другого босиком, неся в руках тапочки. Судя по просветлённой улыбке на круглом лице, он был абсолютно счастлив.

Русский сувенир, сделанный в Китае

Одна из немногих общих претензий – это отсутствие оригинальных сувениров где бы то ни было. Везде засилье слащавой штамповки китай­ского происхождения – на сувенирных тарелках, колокольчиках, магнитах изображены одни и те же силуэты храмов, и только надпись (одним и тем же шрифтом!) позволяет отличить сувенир из Владимира от виденного в Юрьеве-Польском магнита. Убожество редкостное! Справедливости ради надо заметить, что в Палехе можно приобрести шкатулки и ювелирные украшения местных мастеров, но изделия лаковой миниатюры стоят так дорого (заколка для волос – примерно полторы тысячи рублей), что вряд ли это можно считать сувениром.

Суздаль под завязку набит презентами, рассчитанными на иностранцев: войлочные тапки в виде танков, расшитые золотыми куполами валенки, матрёшки с лицами современных политиков, резные деревянные ковши. Всё – баснословно дорого и безвкусно. Дешевле только штамповка, о которой уже было сказано выше. Местная словоохотливая продавщица медовухи (вкусовые качества напитка, к сожалению, сильно преувеличены, да и стоит недёшево – 160 рублей за литровую бутылку) пожаловалась, что весь местный сувенирный рынок подмяли под себя москвичи, оттого и цены – не подступишься. Но если побродить вдали от туристических трасс, то можно найти льняные носки отличного качества по сто рублей за пару. Однако для этого надо располагать свободным временем, а не мчаться по заданному маршруту вслед за экскурсоводом.

Отчасти сувенирный провал закрыло посещение храма Покрова на Нерли, что в Боголюбове. Заливные луга вокруг храма – особо охраняемая природная территория, и она здесь действительно охраняется. Трава выкашивается, через поля змеится ухоженная мощёная дорога. Можно проехать в коляске, запряжённой лошадкой, но большинство предпочитает пройтись пешком. Близ храма расположилась молодая девушка, на её лотке – вставленные в рамку фотографии этого шедевра мирового зодчества, созданного владимирскими мастерами в эпоху расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Цена оформленной фотографии – от 300 рублей, съёмки профессиональные. В самом храме наряду со свечками и иконами продают отлитые небольшие гипсовые фигурки львов – копии скульптур, украшающих храм. Стоят недорого и выполнены безукоризненно. Есть что привезти на память и себе, и друзьям.

Кстати, о фотографиях. Фото-видеосъёмка в музеях – 150 рублей, но, что очень удобно, то для всех музеев, находящихся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника (а это музеи Владимира, Суздаля, Боголюбова, Гусь-Хрустального, Кидекши) действует единый билет. Один раз заплатил, и фотографируй в любом городе (правда, билет действителен в течение одного дня).

Вначале было слово

Обращаться к профессиональным гидам мы не планировали, заранее распечатали текст обзорных экскурсий по местным достопримечательностям каждого города из Интернета. Где-то хватало и этого, но, как правило, музейщики по своей природе столь начитанны и отзывчивы, что не могут равнодушно смотреть, как приезжий человек пытается соотнести написанное на бумажке с тем, что видит перед собой, а потому безо всяких просьб с нашей стороны подходили с пояснениями. В Палехе, например, городке небольшом, но богатом на художников (каждый десятый – живописец) добросердечная заведующая музеем скульп­тора Дыдыкина Наталья Бушкова вызвалась открыть закрытый музей специально для нас.

В семье Натальи и она сама, и дочь, и муж (Владимир Бушков – автор знаменитых миниатюр в книге «Евангелие в красках Палеха») – все художники. Гуляя по городку, то и дело наталкиваешься на расположившуюся с этюдниками молодёжь, но количество живописцев, к сожалению, не переходит в качество культурной жизни города. Наталья рассказала, что все пишут по своим мастерским, вернисажей и художественных фестивалей здесь практически не бывает; велика и конкуренция среди художников – «надо не только творить, но и деньги на семью зарабатывать», потому многие «ушли в ремесло». А вообще удивительно, что при мировой славе Палеха городок выглядит заброшенным. Гостиница в городке одна, номера по 1700 рублей за ночь, но и она пустует. При гостином дворе чуть ли не един­ственное в городе кафе, где можно пообедать. Туристов в городок приезжает много, целые экскурсионные автобусы, но дольше часа они здесь не задерживаются.

Вот и Наталья Бушкова посетовала, что денег админист­рация Ивановской области на развитие города практически не выделяет – «забыли про нас совсем». (Хотя если уж Ивановской области и претендовать на место в Золотом кольце, то исключительно благодаря Палеху).

Другая запомнившая встреча с экскурсоводом произошла в Успенском соборе Владимира. К нам сама подошла милейшая интеллигент­ная пожилая дама: «Что вы, разве можно смотреть собор и фрески Рублёва без рассказа?» и, не слушая возражений, провела роскошную индивидуальную экскурсию. Стоит это – 30 рублей с человека к стоимости билета. Если кто из туристов по ходу рассказа примыкал к нашей группе, гид, останавливая на мгновение рассказ, просила новичков по окончании приобрести билеты и отдать ей, «если не трудно».

Написала это и по ассоциации вспомнила, как в аналогичной ситуации мы оказались с семьёй в Карабихе. Экс­курсию не заказывали, гуляли по залам сами. А когда в одном из залов столкнулись с группой, ведомой экскурсоводом, то были хамски одёрнуты смотрительницей – «а вы не слушайте, у вас не заплачено». Цербер бдительным оком следила за нами до конца нашего посещения, закрывая перед носом двери, если в другом зале в это время шёл рассказ. Кто после такого «радушного» приёма приедет сюда ещё раз? Вот и я – ни ногой.

И напоследок... ещё раз о деньгах

Почему я заостряю вопрос именно на материальной стороне? Да потому, что многие мои знакомые ошибочно полагают, что путешествие – это очень дорого, и отказывают себе в поездках. Посчитаем, во сколь же нашей семье обошлась эта поездка. Отдель­ная статья расходов – бензин, на это ушло порядка 2000 рублей. Обед на троих в кафе не превышал лимит в 300 – 350 рублей. Ночевали мы в палатке, ужин готовили на костре, так что набор ежевечерних продуктов тоже укладывался в сумму 400 рублей. Суммируем: неделя путешествия, вместившая в себя 1100 километров и 11 городов, на семью из трёх человек, посещающих все встреченные по пути музеи и абсолютно не экономящих на ненужных, но приятных пустячках, обошлась в 14 тысяч рублей. А если учесть, что путешествие – это лучший способ продлить себе жизнь, то и во­все получается даром.