суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 1

пятница, 22 июля 2011

1111 километров по Золотому кольцу

Профессиональный взгляд журналиста «Северного края» на собственный отпуск

Кострома, Плёс, Иваново, Палех, Суздаль, Кидекша, Владимир, Боголюбово, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Ростов – одиннадцать городов, расположенных по часовой стрелке от Ярославля, оказались закольцованы шоссейной нитью автомобильного путешествия, в которое отправился корреспондент «Северного края».

 

автор Лариса ДРАЧ    фотограф Лариса ДРАЧ

 

Где начало у Кольца?

Был у отпускного маршрута и подспудный профессиональный интерес. В Ростове и Переславле, как и в других старинных городах Ярославской области, я бываю достаточно часто по редакционным заданиям. Другие же города Золотого кольца никак не попадают в сферу интересов редакции. Жаль, и вот почему. В октябре в Ярославле намечается проведение международного туристического форума Visit Russia. Есть идея объединить усилия трёх областей – Ярославской, Ивановской и Владимирской – в работе по созданию туристических кластеров под брендом «Золотое кольцо». С какими предложениями выйдет на этот форум Ярославский край я как журналист, периодически освещающий эти вопросы в печати, примерно могу себе представить. А какие наработки в турбизнесе есть у наших ближайших соседей? Вот и представился случай оценить это с позиции рядового туриста.

Официально в Золотое кольцо России (термин придуман более сорока лет назад Юрием Бычковым, написавшим в 1967 году серию одноимённых очерков для газеты «Советская культура») входят лишь восемь городов: Владимир, Иваново, Кострома, Переславль, Ростов, Сергиев Посад, Суздаль и Ярославль. Присутствие в этом списке других жемчужин древнерусской архитектуры, таких как Боголюбово, Кидекша, Юрьев-Польский, прославленных во всём мире художественными промыслами Гусь-Хрустального и Палеха, ставшего фешенебельным курортом, но не растерявшего при этом провинциального обаяния Плёса (всего порядка двадцати наименований). Так вот, пребывание этих городов в «братстве Кольца» дискуссионно. Хотя лично я поставила бы под сомнение членство в числе официальных «золотокольцовцев» Иваново.

Город современный, промышленный, молодой (хоть и упоминается впервые село в 1561 году в связи с развитым производством тканей). Однако даже дотошные путеводители в качестве основных ивановских достопримечательностей рекомендуют здания, построенные в стиле конструктивизма в первой половине ХХ века – дом-корабль архитектора Фридмана, например. Конечно, как говорится, при отсутствии гербовой пишем на простой…

Но почему же при таком раскладе эту «гербовость» не замечать там, где она действительно есть? Те же знаменитые «мальцовские» дома в Гусь-Хрустальном, прославившегося затейливым хрусталём, – краснокирпичные одноэтажные домики, крепкие, точно грибы подосиновики, построенные промышленником Акимом Мальцовым для мастеров стекольного дела ещё в конце XVIII века. Целые кварталы этих знаменитых «мальцовских» домов обитаемы и ныне, здания приведены в порядок, с тылу ко многим деликатно, не нарушая архитектурный ритм старой застройки, пристроены вполне современные коттеджи.

Словом, трибуна для спора, что есть Золотое кольцо России, открыта, и каждый странствующий по этому кругу турист нанизывает на нитку путешествия драгоценные жемчужины городов на своё усмотрение.

Оговорюсь сразу, что путевые заметки нисколько не претендуют на глубокий исторический экскурс. Благо о каждом из этих старинных городов написаны как фундаментальные исследования, так и поверхностные инструкции в стиле «посмотрите налево, а теперь – направо». Это, скорее, субъективная попытка оценить, насколько комфортно пребывание любопытствующего гостя на новом месте.

Субъективно о рекламе и памятниках

Только оставив за спиной Ярославль и выехав на трассу, понимаешь, насколько утомляет и раздражает засилье огромных, стоящих вдоль дороги рекламных щитов. В круговерти жизни крупного города их воспринимаешь как неизбежное зло, но за его пределами бесцеремонные придорожные баннеры просто бесят. Печально лидирует по всем видам наружной рекламы Ярославский регион, в Ивановской и Владимирской областях деятельность рекламных агентств выражается куда деликатнее. Может, у меня фобия по части неприятия наружной рекламы, но, например, штендер с румяной молодухой и залихватской надписью «нашему меню уже триста лет», бесцеремонно притулившийся к фигурной кладке здания XVII века, вызывает у меня вовсе не желание попробовать блюда, приготовленные по историческим рецептам, а желание поругаться с владельцем ресторана. Но, повторюсь, это субъективное мнение.

Кострома – очень обаятельный город. Хоть и основан он Юрием Долгоруким в 1152 году (князь был деятельным градооснователем, в том же году заложил Кидекшу, Юрьев-Польский, пятью годами ранее – Москву), но автором генерального плана застройки Ко­стромы является Екатерина II. Императрица «спланировала» улицы и площади одним взмахом веера. Так, центром Костромы стала полукруглая площадь (носящая домашнее прозвище «сковородка»), раскрытая к Волге, а от неё в веерном направлении расходятся улицы-лучи.

Знаменитые торговые ряды (комплекс зданий складывался на протяжении десятилетий с конца XVIII века до 1830-х годов) по-прежнему густо населены торговцами всех видов и мастей. Воскресным полднем открытую галерею, выходящую на Волгу, облюбовывают ценители старины. Коллекционеры охотно позируют, шутя, что им приятно быть «лицом Костромы, которое увезут с собой на память туристы».

Из достопримечательностей нашей семье приглянулась галерея медных табличек с именами видных исторических деятелей, прославивших Кострому (от основателя князя Юрия Долгорукого до крестьянина Ивана Сусанина), вмонтированных в брусчатку старинного бульвара. Что до других памятников, то мне симпатичны скульптуры, органично вписанные в городской пейзаж, неожиданно поджидающие тебя за поворотом. Такие, как скучающая литая барышня на скамейке или капитан, неторопливо раскуривающий свою трубочку на дебаркадере на набережной в Плёсе: в сумерках, не зная, что это скульптуры, их запросто можно принять за людей, погружённых в свои мысли. В Костроме около клумбы застыла жизнерадостная медная такса, натёртая ребячьими попами, постоянно седлающими фигуру до ослепительного блеска.

Нельзя умалчивать и об одном из самых фундаментальных и нелепых памятников Ленину, установленному на… чужой постамент. Тот был предназначен для монумента в честь 300-летия Дома Романовых, но в сложившихся исторических обстоятельствах пьедестал уступили Ильичу. Теперь, заручившись поддер­жкой главы Российского Императорского Дома княгини Марии Владимировны, в честь 400-летия Дома Романовых в 2013 году собираются восстановить историческую справедливость и, «попросив» вождя революции подвинуться, установить-таки часовню в изначальном виде с многочисленными скульптурными портретами царей.

Что касается местных сувениров, то знаменитый лён и сыры здесь продаются за такие деньжищи, что приобрести их может разве что не разобравшийся в ценах после обмена валюты иностранец.

К вопросу о цельности восприятия

Не стоит далеко убирать кошелёк и отправляясь в расположенный неподалёку Плёс. После того как сюда зачастили иностранные принцы с прин­цессами и стал запросто попивать на открытой веранде ресторана травяной чай Президент России Дмитрий Медведев, небольшой провинциальный Плёс, некогда привлёкший своей живописностью художника Левитана, окончательно превратился в фешенебельный курорт. Цены в гостевых домиках здесь колеблются от десяти до сорока тысяч рублей за ночь, вдоль набережной выстроились рестораны, чередуясь с частными пирсами. Однако небогатый приезжий люд вольготно располагается с вкуснейшей копчёной рыбой прямо на траве. Рыба, местный сувенир (не зря её поставляли ещё к царскому столу), этим летом совсем не дорогая – от 150 рублей за леща или линя приличного размера. Пару лет назад было в два, а то и три раза дороже. Но Плёс очарователен, несмотря на разный статус и кредитоспособность его гостей, равно как и соседство ветшающих домов местных жителей и спрятавшихся от нескромных взоров за коваными решётками, точно красавица за вуалью, частных гостиниц.

Читайте также
Комментарии

Рязанец | 23.07.2011 в 16:20 | ответить0

Прекрасная статья.Респект

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Долой депрессию!Отпраздновать первый день второго месяца весны члены общественной организации инвалидов Красноперекопского
  • Послание через четыреста летМногоопытный искусствовед и знаток ярославских древностей Татьяна Львовна Васильева называет церковь
  • Художник пишет, как он дышит В выставочном зале Угличского музея-заповедника представлено творчество ярославского художника Германа