Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 21 декабря 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/62672/

Что ответил ректор на сердитый вопрос хозяюшки

рубрика: Образование
Автор: Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН.
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ.

Понемногу утихают страсти, вызванные недавней экспертизой эффективности государственных вузов. По итогам тестирования три ярославских вуза с «признаками неэффективности», напомним, попали в ту группу университетов и академий, чья деятельность нуждается в оптимизации (об этом публикация «Северного края» «Неэффективные вузы разделили на четыре списка» в номере за 24 ноября). В Ярославской сельхозакадемии готова программа развития вуза до 2020 года. Наш корреспондент заглянул в его будущее вместе с ректором академии доктором экономических наук, профессором Петром ДУГИНЫМ.


– Вуз у вас, Пётр Иванович, особенный, его профиль так или иначе связан с повседневными заботами людей. И все ответы на самые заковыристые вопросы о хлебе насущном у них, можно сказать, каждый день на расстоянии вытянутой руки – в кошельках, в холодильниках и кладовках. Вы с этим согласны?

– Самый премудрый академик вряд ли найдёт, что возразить на это. Я вам больше скажу. От холодильников и кладовок начинается та продовольственная безопасность, о которой только что говорил в обращении к Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин. Цель поставлена при всей её сложности, думаю, понятная любому россиянину: в течение ближайших трёх – пяти лет Россия должна не только покончить с зависимостью от импорта продовольствия, но и стать одним из его ведущих экспортёров в Европу. Нацелена на это и утверждённая Правительством Российской Федерации около полугода назад новая государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия на семилетнюю перспективу. Те же приоритеты и сроки у программы оптимизации сельхозакадемии – первый краткосрочный этап её рассчитан на три года.

– Но давайте вернёмся к нашим кошелькам и холодильникам. Как они связаны, продовольственная безопасность всей страны и одного домохозяйства?

Вот что довелось услышать на днях от одной знакомой, жительницы Кузнечихи – посёлка, расположенного как раз на территории ОАО «Михайловское», филиала агрофака сельхозакадемии. У меня такое впечатление, что сельское хозяйство не нужно государству. Сужу, дескать, хотя бы по тому, какие копейки получают соседи, работающие в сельском хозяйстве, да и по собственному кошельку тоже. Больше половины зарплаты нашей хозяюшки уходит на еду. Причину перекоса она объяснила так: мясо у нас американское, картошка польская, морковь египетская или израильская. Даже козье молоко, рекомендованное врачом маленькой внучке от аллергии, – баночное, из Швейцарии. Покупает подешевле у частницы – единственной в Кузнечихе, у кого есть козы. Так и звучит в ушах, Пётр Иванович, её сердитый вопрос, обращённый к нам с вами: мы что, и через семьдесят лет после военной и послевоенной голодухи накормить сами себя не в силах? Что ответим мы ей?

– Спасибо, что задали нашей беседе неакадемический и некабинетный тон. Вопрос у хозяюшки такой, что не отмолчаться и не отшутиться. И никакими правильными красивыми словами тут не отговоришься. Поэтому предлагаю дать ответ хозяюшке всем ходом нашего разговора...

– ...а она сама, представим себе, пусть постоит где-нибудь в сторонке и нас по­слушает.

– Хорошо, пусть так. Сразу могу подтвердить с цифрами в руках: около половины продуктов питания мы действительно ввозим из-за рубежа. И когда Президент России говорит о продовольственной безопасности, то он имеет в виду, что, будучи членом Всемирной торговой организации, в жёсткой конкурентной борьбе на рынке продовольствия России надлежит перестать зависеть от кого бы то ни было. Значит, дело на земле должно быть поставлено так, чтобы наши натуральные, экологически чистые продукты были вкуснее, питательнее привозных, при том, что не дороже их. Пока похвастаться этим могут разве что наши птицеводы. Обеспечили нас и куриным мясом, и яйцами. За Ярославской областью – первое место в России по производству яиц на сотню гектаров угодий. Причём никаких сверхсекретов в этом нет. Формула успеха – инновационное развитие в опоре на опыт поколений в землепользовании, когда «инновация» понимается в самом прямом своём значении – новшества с доказанной пользой и выгодой. Имею в виду не только новые технологии, но и экономику, и управление. Нужны люди современного склада, умеющие находить быстрые решения в непредвиденных ситуациях, мотивированные на карьерный рост, не только умелые пользователи новой техники, но и способные, зная проблемы отрасли, повлиять на её развитие. На подготовку специалистов для важнейших кластеров региона – молочного, мясного, льняного и прочих – и нацелена только что принятая программа развития нашей академии. Участниками программы вместе с нами и Министерством сельского хозяйства стало правительство Ярославской области. Документ с учётом результатов министерского тестирования и выявленных при этом «признаков неэффективности» отвечает на такие простые с виду вопросы: учить – чему и как, кого и для кого? Мониторинг подтолкнул нас взглянуть на себя свежим взглядом, задаться этими вопросами с чистого листа.

– Программа развития академии как на них отвечает?

– Речь в ней идёт о создании академического комплекса непрерывного профобразования, условий для соединения под одной крышей образования, науки и аграрного бизнеса. К 24 программам подготовки бакалавров и специалистов в будущем году прибавятся ещё три курса для бакалавров и четыре для магистров – в широком диапазоне дисциплин от землеустройства и менеджмента до козоводства. Большинство из них обеспечены авторскими учебными пособиями и монографиями, выпущенными под грифом Министерства сельского хозяйства. На разных этапах реализации программы в учебно-научно-производственный комплекс, ядром которого и станет академия, войдут Ростовский сельхозтехникум, Ярославский НИИ животноводства и кормопроизводства, Агротехнопарк на базе нашего института агробизнеса и новых технологий, ЗАО «ПК «Ярославич» – производственный филиал инженерного факультета, а также межрегиональный центр подготовки кадрового резерва «Агрокадры Верхневолжья».

– В библиотеке нашей редакции есть изданный два года назад каталог инновационных разработок учёных академии – зачитаешься! Даже по скупым комментариям понятно, чего стоит, если говорить о практической отдаче на перспективу, допустим, всё то, чему, занимаясь почвозащитными технологиями обработки земли, отдал лучшие годы жизни профессор Борис Смирнов. Начатое им продолжают его ученики. Доцент Владимир Николаев имеет патент на изобретение энергосберегающего плуга. Мы назвали имена Смирнова и Николаева просто потому, что с них начинается каталог инноваций. Академии много чего есть предложить агропрому и кроме этого. Так что будущему «Агротехнопарку» найдётся чем заняться, наращивая собственную эффективность.

– Конечно. Такой комплекс и нужен для того, чтобы в одних руках были и наука, и менеджмент, и предпринимательство. Долю доходов академии в общем её бюджете от продажи результатов интеллектуального труда планируем увеличить в разы, довести её до пяти процентов. К 2018 году заработки педагогов должны быть не ниже 200 процентов к средней зарплате в экономике региона.

– Ректор педуниверситета профессор Владимир Афанасьев, сделав оговорку, что он против излишнего ажиотажа по этому поводу, поставил экспертам Минобрнауки «двойку», в частности за то, что выводы о «признаках неэффективности» делали они без учёта специфики вузов. А что об этом думаете вы?

– Я с самого начала полемики тоже был против эмоциональных всплесков вокруг «признаков неэффективности». Надо спокойно извлечь уроки, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Но и я скажу, что некоторые параметры неэффективности идут вразрез со спецификой академии. Вот пример. Мы ведём целевой набор абитуриентов из села, мы его увеличиваем, считая это своим достижением. А получается, что в ущерб себе с неизбежным снижением среднего балла по ЕГЭ, потому что у выпускников сельских школ подготовка слабее, что хорошо известно всем. Или тест по количеству иностранных студентов. Нетрудно догадаться, что готовим мы специалистов для российских систем земледелия. А в расчёте на студентов из Африки нам что пришлось бы преподавать... верблюдоводство? Шучу, конечно. Со следующего года министерством образования и науки предусмотрена квота на обучение 13 студентов из разных стран по агроинженерии, технологиям производства и переработки продукции, ветеринарно-санитарной экспертизе. Будем наращивать и наше сотрудничество по договорам. Прежде всего с Чешским аграрным университетом, Западнопоморским технологическим институтом в Щецине. Как и другие вузы, мы перешли на двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров и теперь гораздо легче находим с партнёрами из Польши, Чехии и Германии общий язык. К 2020 году процент зарубежных студентов поднимется у нас с 0,7 до 1,7.

– В цивилизованном мире одним из ключевых признаков эффективности вузов признаётся вместе с педагогическим потенциалом и близостью вузов к науке как раз востребованность, карьерный рост выпускников. Как с этим обстоят дела у вас?

– Суть нашего подхода, повторюсь, в том, что мы оцениваем выпускника по тому же принципу, что и современно мыслящие работодатели в АПК: не по сумме усвоенных знаний, а по компетентности специалистов, то есть по его способности применять эти знания на пользу делу в самых разных и прежде всего нестандартных ситуациях. Учим эффективно действовать в опоре на современные знания. К тому же молодые специалисты должны быть нацелены на самообразование в течение всей жизни. Так вот, 65 процентов наших питомцев ежегодно становятся специалистами на предприятиях АПК нашей области.

– А интересно, сколько выпускников академии стоят сейчас на учёте в службе занятости?

– Двое, всего двое. В кризисные времена обращались туда за помощью не больше пяти процентов выпускников. Шестеро из каждых десяти наших студентов – выходцы из села. Большинство из них возвращаются в родные места.

– Их там ждут?

– Судите сами. Наши трудятся в сельхозуправлениях Тутаевского, Гаврилов-Ямского, Даниловского районов. Есть среди них и главы администраций сельских поселений. Востребованы наши выпускники и в самых крупных и успешных хозяйствах области – «Вощажниково», «Арефино», «Агри-Волга», «Красный Октябрь». С «Красным Октябрём» подписан договор о подготовке кадрового резерва. Там исполнительный директор – выпускник нашего агрофака Николай Троицкий, сын знаменитого председателя колхоза Александра Троицкого – в своё время был он героем многих публикаций вашей газеты. Вернулась домой в Любимский район и его дочь, тоже наша выпускница. Династия!.. Заключён такой договор и с племзаводом «Родина», где среднегодовые удои на одну корову, между прочим, на высшем мировом уровне – 8500 кг! Там тоже, конечно, наши кадры есть. Это одна из баз практики академии. Директор там Николай Викторович Лапин. Вот уж действительно человек от земли, хозяин, настоящий самородок. Его можно сравнить с легендарным народным академиком Терентием Мальцевым. Лапин – профессор нашей академии, недавно он взял в штат ещё четверых выпускников.

– Осталось спросить вас, Пётр Иванович, каковы дела сейчас на строительстве нового корпуса академии. Это же долгострой из долгостроев. Закладывали корпус ведь, кажется, ещё при советской власти.

– Да, в 1990 году. По федеральной инвестиционной программе ввод его начнётся с 2014 года. В этом корпусе площадью в 13 с лишним тысяч квадратных метров разместятся учебные классы и лаборатории инженерного и экономического факультетов, оснащённые самым современным оборудованием. Если сейчас у нас на студента приходится 12 квадратных метров, то через три года их будет 20, не меньше, чем в крупных европейских университетах и академиях со своими научными городками.

– Спасибо за столь подробную беседу. Только вот, думаю, не заскучала ли наша хозяюшка, слушая нас. Не поискать ли для неё какой-то хорошей предновогодней вести, чтобы она поняла, что мы про неё не забыли?

– Поискать новости в этом кабинете могу только на книжной полке. Вы говорили, что она старается поить внучку козьим молоком? Так вот, могу обрадовать хозяюшку. Сейчас не только в Кузнечихе, но и по всей области этих нежных и привередливых животных днём с огнём искать надо. Но у них есть будущее и на Верхней Волге. Вводим у бакалавров как отдельную дисциплину козоводство. Опыт разведения коз есть не только, например, у белгородцев, но и кое-где поближе, у соседей – тверичей. Почему бы нам туда не наведаться? Дескать, мы вам теорию, вы нам в обмен – практику. Вот японцы, я слышал, в детских смесях начали заменять коровье молоко куда более целебным – козьим. В руках у меня новенький, 2012 года выпуска, учебник по этому предмету. Он написан нашим профессором Лилией Москаленко и доцентом Оксаной Филинской на конкурс, объявленный издательством «Лань» в Санкт-Петербурге. Учебник, скажу я вам, не просто новинка. Он первый в России!

 



Комментарии