четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 15 января 2008

Доесть, допить, дожить

Что бы мы делали, если бы примерно одна десятая процента наших соотечественников не стала устраивать зимний отдых почти в трёхнедельном промежутке – от католического Рождества через общий Новый год и Рождество православное вплоть до странного «старого Нового года»? И если бы этой капельке процента не понадобились законные основания для остановки работы?

автор Татьяна ЗЛОТНИКОВА

 

Но поскольку такие вот недетские каникулы кому-то всё же понадобились, жизнь всей большой России и, соответственно, всего телевизионного эфира вынуждена соответствовать.

И вот уже для тех, кто проспал, прогулял или пропил собственно новогоднюю ночь, повторяют эстрадно-клиповые и даже интеллигентно-классические программы двухнедельной давности. Давитесь, но «ешьте» таких, как им самим кажется, разных, но таких одинаково навязчивых благодаря политике телеканалов Петросяна и Задорнова. Глотайте, не подавившись, элитарного Башмета, слегка уравновешенного вполне народным Ярмольником. Смотрите словно бы заранее запланированные поминки по Абдулову в виде изумительного, но наизусть известного и не всегда уместного, особенно если по всем каналам и даже иногда дважды в один и тот же день, «Обыкновенного чуда».

И доедайте, допивайте, пытаясь при этом дожить до вожделенных (не так ли?) обычных рабочих дней. Тех самых, когда в аптеки и продуктовые магазины будут вовремя доставлять положенные народу лекарства и продукты, когда газеты будут выходить, а также доставляться по графику, а не по случайности. Когда телевидение перестанет разогревать остывшее и освежать пересохшее, занявшись своим прямым делом: новостями, как ни крути – сериалами, наконец премьерами…

В эту странную неделю, отведённую на «доедание», телевидение лишь обещало премьеры следующих недель да раскручивало по Первому каналу уже состоявшуюся, правда, только в кинотеатрах премьеру фильма «Ирония судьбы. Продолжение». Здесь обнаружилась забавная и даже приятная тенденция: если прежде телевидение держалось на отходах (объедках?) других видов творческой деятельности, догоняя, сколь хватало сил, кинематограф, то теперь нас зазывают в кино, рекламируя его продукцию по телевидению.

Сверхчастая ротация клипа, где поют Пугачёва и Орбакайте, воспроизводя и намекая на повторяемость ситуации с влюблёнными и недолюбленными персонажами рязановской «Иронии…», – один из вариантов такой рекламы. Но кроме этого нас перекормили юной актрисой Боярской, которая в новой «Иронии…», включившей Безрукова и Хабенского – любимых артистов продюсера Эрнста, и любимого продюсером режиссёра Бекмамбетова, теперь уже запомнилась твёрдо. И своими тёмными, а не светлыми, как в старом фильме, волосами. И своей взрослостью, мало соответствующей ее 22 годам. И, кстати, стараниями её именитого отца подчеркнуть независимость и самостоятельность барышни в жизни и в искусстве.

Боюсь, что в кинотеатр эти рекламные усилия меня не заманят. В общем-то мне вполне хватило рекламных роликов с прежними, сильно постаревшими актёрами и с новыми, старавшимися быть иными и неповторимыми. Сюжет – ясен, манера существования в кадре – понятна, а дважды войти в одну и ту же реку чувств и настроений ещё никому не удавалось. Тем более, что как раз иронии – уже не судьбы, а творческого решения – все эти длинные рекламные фрагменты не показали. А без иронии – какая же у любовной путаницы судьба!

Таким образом, нам следовало доедать телевизионные блюда, изготовленные в конце прошлого года и в некоторых случаях специально повторённые в этот невероятный праздник-не праздник под названием «старый Новый год» (а такие, в виде уже однажды показанных плясок и напевов, были-таки предложены и Первым каналом – всё с теми же Ургантом и Мартиросяном, и «Россией» – всё с теми же аншлаговскими масками и гримасками).

И тут оказалось, что по-настоящему старые опусы способны радовать и изумлять намного сильнее, чем простодушные попытки сделать что-нибудь новенькое, к случаю. И календарь тут ни при чём. И смотреть-слушать хорошо, даже если до12 ночи в субботу или в послеобеденное время в воскресенье.

Вот где была ирония. И поразительное чувство стиля. И удивительное чувство времени, – того времени, в которое снимались весьма различные ленты, и времени, о котором с той самой иронией в них говорилось. И ностальгия создателей фильмов по тому, наивному, простодушному, нелепому, даже жестокому, но заинтересованному в знаменитом «маленьком», то бишь частном, обыкновенном человеке времени. Стоит ли удивляться тому, что обе старые ленты прошли по каналу «Культура»?

В субботу – практически не известный новому поколению любителей музыки фильм-стилизация «Битлз. На помощь». Календарная привязка возможна только в связи с тем, что Ливерпуль в начавшемся году объявлен очередной культурной столицей. Поэтому ливерпульская четвёрка, то прогоняя танк голыми руками, то проваливаясь в подпол бара, едва ли не в пасть к тигру-людоеду, между делом поёт, играет и совершенно не испытывает пиетета по отношению к собственной будущей славе. Без всякого намёка на трагическую печать предчувствия ёрничает Джон, кокетливо таращит глазки Пол, ещё не стал гротесково-уродливым Ринго… Они свободны и получают удовольствие от игры в «войнушку» начала двадцатого века. И от возможности попеть и поиграть. Они приходят на помощь нашим, пытающимся несмешно смешить и невокально петь современникам. Лишь бы эту помощь сумели принять и воспользоваться ею.

И в воскресенье – известный (и лучший из известных мне вариантов) фильм по известному-преизвестному роману «Золотой телёнок». Этакое двойное «ретро». Тонкий и интеллигентный режиссёр Швейцер снял больше тридцати лет назад совершенно неожиданную для себя самого, как тогда казалось, ленту. До этого – экранизировал «Время, вперёд!», «производственный» роман брата одного из авторов «Телёнка»; после этого – психологически и эстетически соразмерный своему времени мини-сериал по пушкинским «Маленьким трагедиям», где были столь не похожие на своих предшественников Высоцкий – Дон Гуан, Смоктуновский – скупой Барон, и из «Египетских ночей» залетевший диковатый Юрский – Импровизатор.

В первой ленте режиссёр иронизировал над приметами времени индустриализации, в последней – строил модель мира, полного мощных и таинственных страстей. В промежуточной и самой популярной ленте, «Телёнке», Швейцер стал ностальгировать по времени гениальных и обаятельных жуликов, трогательных и нежных душой воришек. А сами эти жулики и воришки – грустный интеллектуал Юрский, затаённый и невостребованный бизнесмен Евстигнеев, великие клоуны – «белый», тоскующий Гердт, и «рыжий», резвящийся Куравлёв… Тут уже в дело вступает ностальгия не по ушедшему времени жизни, а по ушедшему искусству. Которое делали, как говорил тот же Паниковский, люди «из раньшего времени».

Под старые, но не провозглашавшиеся ими как главные песни юных парней – «Битлз», под незабываемые и разобранные на цитаты реплики заранее начавших грустить о неудачах капитализма в России поистине великих комбинаторов закончились дни длинных праздников. И начинаются будни – без Леннона, без Гердта и Евстигнеева, но с приятным воспоминанием о том, что в мире телевидения не одним только винегретом из блондинок жив зритель.

Читайте также
  • 25.12.2012 Узнаю я их по голосамЕсть какая-то, не побоюсь этого слова, метафизическая неизбежность в том, что Россия беспечно поёт сегодня женским голосом. Пятничным вечером состоялся
  • 20.12.2012 Кино, которое ведёт к храму Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия православная», – награда за общественную деятельность на ниве просвещения,
  • 11.12.2012 Полный РОСТСколько можно идти на поводу у эфирной политики: смотреть про скандалы, портить нервы наблюдениями над непрофессионализмом! Сколько можно иронизировать по
  • 13.04.2011 Она дарила людям радость Умерла Ольга Алексеевна Шумская. Больше двадцати лет проработала она режиссёром на Ярославском телевидении. Объездила всю область, снимая документальные
  • 18.11.2006 Пиар как средство повышения рождаемостиВ Калуге прошел первый международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «Верное сердце». Это, пожалуй, первая со времен перестройки серьезная попытка
  • 07.02.2006 Родилось интернет­TVВ Демидовском университете родилось интернет-телевидение.Наряду с действующим здесь учебным телевидением оно стало еще одним свидетельством достижений
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают