суббота 27

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 19 января 2008

Горькая судьба упрямого музея

нет фото

Не отпускает, не даёт покоя воспоминание, оставшееся от последней поездки в мой любимый город Мышкин. Перед входной дверью в музей столицы лоцманов на бревенчатой стене – тёмный лик… нет, половина лика. Икона разрублена,а оставшаяся часть жестоко изранена. Рядом – подпись: «Местная древняя икона «Спас», искалеченная топорами «атеистов». Вглядываюсь в лик. Сквозь тьму жестокого време-ни, сквозь сегодняшний весёлый гомон туристов этот лик несёт что-то очень настоящее. Подлинность. И постоянство боли.

автор Ирина ШИХВАРГЕР

 

Казалось бы, странно думать о боли, говоря о современном Мышкине. Один из самых маленьких городов области, он сегодня один из самых заметных и успешных. Недаром статья, опубликованная в «Северном крае» 21 июня 2007 года, называлась гордо: «Мышкин – наши Канны». Не забудем и то, что 2008 год – год Мыши, и он принесёт «своему» городу новые радости: фестиваль Мыши, торжественное открытие «Мышкиных палат»… Что, казалось бы, ещё и желать!

Но дело в том, что за кулисами этого великолепного действа давно уже здесь идёт тихая и невидимая миру драма, сюжет которой – судьба Мышкинского народного музея.

Сегодня при входе в него можно прочитать такое обращение: «Уважаемые гости! Наш музей создан в 1966 году группой старых краеведов, молодёжи и школьников. Более 30 лет он работает лишь на общественных началах. Сейчас он является некоммерческим учреждением, сохранившим все основы и принципы общественной деятельности. Возможности наши невелики. Не требуйте от нас большего. Совет музея». Эти простые слова так нехарактерны для нашего времени «амбициозных проектов», «создания имиджа» и т. п. Народному музею, с которого началось когда-то возрождение к активной, полнокровной жизни заброшенного, обиженного исторической судьбой Мышкина, в нынешнем окрепшем, перспективном городе всё меньше остаётся воздуха для свободного дыхания, всё меньше возможностей для нормальной жизни.

Главная причина этого – объективная. Музей с самого начала был общественной собственностью. Он создавался не волей властей и не профессионализмом учёных, а простыми людьми, жителями Мышкина – в том числе детьми. Задолго до начала в нашей стране разговоров о гражданском обществе эти люди осознали себя гражданами. Ощутили, что через свой по-настоящему народный музей, через историческую память, возрождаемую своими руками, к ним и к их поруганному городу возвращается чувство собственного достоинства.

И тут невозможно не сказать о человеке, который с самого начала был и остаётся душой и мотором краеведческого движения в Мышкине – Владимире Александровиче Гречухине. Журналист и своеобразнейший писатель, историк, горячий общественный деятель, поэт и философ русской провинции он сплотил вокруг идеи создания музея подростков, создал настоящую республику мальчишек – с тайнами, удивительными находками и долгими экспедициями, когда, как он пишет, «азарт поиска сушил горло». Включились и взрослые, самые разные люди: они приносили старинные вещи и с вещами – своё отношение к делу «гречухинских мальчишек» как к делу святому…

Так создавался народный музей, который постепенно превратился в целый комплекс: тут и историко-этнографический музей (сейчас он называется «Музей столицы лоцманов»), и знаменитый на весь мир музей Мыши, и расположенные под открытым небом музей уникальной техники и музей деревянной сельской архитектуры, музей земляка-мышкинца, известного всей России водочника Петра Смирнова, экспозиция, посвящённая Ситской битве… И это ещё не всё.

Музей с такой историей создания по справедливости может быть только общественной собственностью. Но в сегодняшнем российском законодательстве нет самого понятия «общественная собственность». А значит, нет законной базы для существования народного музея. Не видя для себя ниши в законодательстве, музей нашёл всё-таки щёлку и стал называться юридически правильно на сегодняшний день: некоммерческое учреждение «Мышкинский народный музей».

Но за всё на свете надо платить. За упорное желание остаться самим собой в изменившихся обстоятельствах и не отступить от принципов общественной деятельности – тем более. Платить в буквальном смысле – деньгами. Вернее, их неполучением в необходимом для жизни музея количестве. Некоммерческое учреждение по определению не должно иметь прибыли. У музея один источник заработка – обслуживание туристов, проведение экскурсий. И этот заработок не должен превышать расходы на содержание музея, то есть на оплату коммунальных услуг (свет, тепло и т.п.) и на заработную плату штатных сотрудников. С начала существования музея и по сей день группа волонтёров во главе с Гречухиным работает на общественных началах, то есть бесплатно. Но вот работающие в музее на постоянной основе экскурсоводы, а также временные сотрудники, например, электрики, должны получать зарплату. Причём им нужна зарплата и зимой, когда поток туристов мелеет, и, соответственно, сокращаются доходы музея. Оплачивать коммунальные услуги зимой тоже надо. А накопить денег на зиму, как это сделал бы рачительный хозяин, закон не позволяет.

При этом деньги нужны народному музею не только для того, чтобы просто существовать. В отличие от всех других музеев в Мышкине, он многие годы проводил серьёзную научную и замечательную просветительскую работу: устраивал по нескольку раз в год краеведче-ские научно-практические конференции, проводил длительные экспедиции по сбору новых экспонатов, издавал уникальные книги краеведческого характера. Как всё это продолжать, не имея возможности зарабатывать средства?

Казалось бы, есть выход: изменить форму собственности. Стать либо муниципальным музеем, либо частным. Но на это музейщики идти не хотят. Частным музей не может стать ни в коем случае, ни при каком раскладе, убеждены они. Это было бы предательством по отношению к труду и мечтам очень многих людей – детей и взрослых, которые этот музей создавали. А если народный музей превратится в муниципальный, то он лишится свободы: и организационной, и методической. То, как работать, ему будут указывать: мягко или жёстко – уже не имеет значения. А коллектив музея – творческий, в этом его главное достоинство. Творчеству нужна свобода.

Упрямый музей! К счастью для всех нас, упрямый. Потому что если под давлением суровых обстоятельств народный музей дрогнет, начнёт приспосабливаться и в итоге потеряет себя (как до него потеряли себя многие), то мы все не просто лишимся одного из провинциальных российских музеев. Наша общая утрата будет гораздо глубже. А главное – она будет невосполнима.

В этом музее есть уникальные экспонаты. Но подлинная его уникальность в другом – в естественном соединении интеллигентности и народности. Именно это счастливое сочетание и создаёт ту неповторимую атмосферу, ту ауру Мышкина, что влечёт в этот маленький город не только туристов, но и учёных, писателей, философов и просто думающих людей со всей России. Историко-краеведческие чтения – Опочининские, Кассиановские, Тютчевские, Лихачёв-ские, которые много лет подряд в согласии и общих трудах проводили совместно народный музей и мышкинская Опочинин-ская библиотека, незабываемы для их участников. Казалось, на этих чтениях был какой-то особый воздух, пронизанный ощущением талантливости…

А экологические конференции? Или, например, бескорыстная работа музейщиков на восстановлении храмов в селе Богородском – работа, сплотившая вокруг этого дела местное население. Или ежегодный фестиваль ретро-техники «Мышкин-ский самоход», когда по улицам города на радость всем и особенно детям движутся старинные автомобили, хранимые и обихаживаемые народным музеем. А книги, издаваемые музеем за счёт своих средств! От глубоких исторических исследований до «криминального краеведения» (уникального литературного явления, создаваемого уникальным же человеком Геннадием Ивановичем Махаевым). Да всего и не перечислишь – об этом надо целую книгу писать. И сердцем всей этой жизни, формирующей город, – живым, бьющимся сердцем – всегда был Мышкинский народный музей.

Так что же делать? Как помочь ему? У Владимира Гречухина есть конкретные предложения. Во-первых, раз в год можно было бы включать в «ткань» Дня города Мышкина какую-либо научно-краеведческую конференцию или другое подобное мероприятие. При этом расходы – пополам между городом и народным музеем. Во-вторых, можно внедрить новую форму работы: ежегодные встречи в Мышкине с лидерами российского провинциального туризма и представителями наиболее успешных (в том числе столичных) фирм-потребителей туристиче-ских услуг: пусть они сами увидят, услышат и оценят всё то, что предлагает им Мышкин. Финансировать такие встречи полно-стью должна будет администрация города или района, так как это принесёт пользу (прежде всего экономическую) всем. Как видим, даже в сегодняшней трудной ситуации многое зависит не от федеральных законов и даже не от областной администрации (она-то как раз делает много), а от инициативы местных, город-ских и районных властей. От их понимания значимости Мышкинского народного музея. От их готовности прийти на помощь.

Народный музей живёт интересами города. Точнее сказать, он живёт для города. Поэтому и возникают тут постоянно всевозможные предложения для улучшения жизни Мышкина. Например, идея о том, что городу нужны новые, нестандартные и неожиданные музеи. Неужели мало десяти?! А дело не в количестве, говорят музейщики, а в том, что нужна более широкая палитра предложений для людей с разными интересами. Или вот – мысль, настойчиво и пока безуспешно доказываемая Гречухиным в разных инстанциях: о необходимости включить подгородние леса в состав города Мышкина. В областном законодательстве по охране природы такое право предполагается для крупных городов областного подчинения, а для малых – нет. Но туристиче-скому городу Мышкину негоже встречать своих гостей захламлёнными, порубленными лесами. Город должен быть в них законным хозяином – и тогда ему удастся сохранить эти всё ещё прекрасные реликтовые боры.

И ещё одна мышкинская, от народного музея идущая инициатива – установление в городе памятника князю Мышкину, герою романа Достоевского «Идиот». Объясняя замысел, Гречухин говорит: «Князь Мышкин – это живое олицетворение беззащитного добра, беззащитной совести и справедливости».

Россия ставила памятники героям и полководцам, царям и вождям революции, великим учёным, писателям и деятелям искусства. И никогда ещё не ставила она памятника беззащитному добру. В понимании великой ценности добра город Мышкин, ставящий памятник князю Мышкину, представительствует сейчас за всю Россию.

И если город Мышкин не сумеет сохранить свой упрямый народный музей, от которого всё это исходит, то не только город, но и вся Россия в чём-то потеряет свою суть. Это очень серьёзно. Мышкинскому народному музею надо помочь. Пока не поздно.

Читайте также
  • 28.09.2010 Музей... футбола! Мышкин – старинный футбольный центр. Достаточно сказать, что здесь был создан один из первых футбольных клубов Ярославской губернии – «Гладиатор»,
  • 31.12.2008 В Мышкине своя академияМышкинский народный музейи клуб краеведов «Мышкин» объявили о создании краеведческой академии.Это естественное продолжение сорока лет краеведческой
  • 09.09.2006 Гений местаДевятого сентября Мышкинский народный музей празд­нует юбилей – сорок лет. Теперь это комплекс зданий и несколько отделов, которые приобрели самостоятельную
  • 30.06.2006 Богородские бабули«Лида! Свези нас в Мышкин на мемориал: а то помрем и не увидим», – попросили Лидию Александровну Смирнову, депутата Мышкин­ского районного собрания представителей,
  • 28.07.2005 «Святыни Верхневолжья» – так называлась научно-краеведческая конференция, которая прошла в Мышкине по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла.
  • 19.07.2005 Пропал музей Только что город Мышкин весело, как это он умеет, отметил очередной День города (об этом – «Про мышей и людей», «Северный край» за 12 июля). Были открыты
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают