пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 29 января 2008

Это птица Гамаюн надежду подаёт!

нет фото

«Душу сбитую утратами да тратами, душу стёртую перекатами, если до крови лоскут истончал, залатаю золотыми я заплатами, чтобы чаще Господь замечал...» Вот на этом самом месте, когда субботним вечером солистка какого-то церковного хора с хрустальной чистотой выпела эти слова с телеэкрана, я и рухнул окончательно в слезу. Наверное, в конце минувшей недели я был не один такой. Даже точно знаю, что нас много. Это мы, народ Высоцкого.

автор Евгений ЕРМОЛИН

 

Теленеделя показала, что далеко не главное в нашей жизни – политические рейтинги, усилия политтехнологов и прочей пиаровской братии. Помимо и выше всего этого есть обаяние светлой и высокой личности. Впрочем, кто бы сомневался?.. Господи, сколько всего всколыхнулось в душе! Весь ушедший мир молодости, надежд, мир несвободной, жестокой, но всё-таки своей России. России Высоцкого, человека, без которого это определённо была бы другая страна. А некоторым кажется, что без него никакой страны вообще не было бы.

Юбилею Высоцкого телевизионщики посвятили своё приношенье. Что в итоге из этого получилось на нашем ТВ, давно и безнадёжно завязшем в попсе и криминале?

Странный диссонанс возник по итогу нескольких программ на Первом и на «России». Есть ощущение какого-то человече­ского износа, как будто мы оказались на исторической отмели, где не плавают большие рыбы. Выходило так: жил-был некогда дикий и мрачный, порочный гений, пел хриплые песни, любил без счёта женщин, ездил в Париж к Маринке Влади, был алкашом и наркоманом. Играл в дурацких фильмах типа «Стряпухи», оказался там блондином и говорил чужим голосом. Жил на износ и быстро кончился...

И сегодня довольные, сытые, холёные люди пели его песни, вспоминали того, кого называли своим другом, им часто было весело, они наслаждались собой и обществом себе подобных... и это были очень известные, популярные, маститые люди, они старались от души – но ни один из них, увы, не тянул хоть на какое-то подобие конгениальности.

Практически всем им категорически не хватало для этого масштаба личности, масштаба миссии. И поэтому они рассказывали анекдоты про «личную жизнь» и не очень вдумывались в смысл тех песен, которые исполняли. А нет бы сказать, что был он гением и нам до него – как до Марса! Как обычно, вспомнили, какие у Высоцкого были машины, какие брюки, чем кололся. Каким он был трезвый, каким пьяный. Вот только что и о чём он пел – почему-то не вспомнилось.

Но зато без этого он получился вполне таким современным персонажем, где-то даже модным «гламурным подонком».

Боялись вложить в песню хоть частичку души – а Высоцкий когда-то этим жил! Иногда этот контраст был разителен. Конечно, Лепс поёт очччень похоже, разве что монотонно. Конечно, у Кобзона голос – как начищенная иерихонская труба (но в какой бой отправлял он своих сыновей?). Да, Град­ский плаксив, но красив. Да, «Ночные снайперы» горазды хулиганить, а наш герой был и этому не чужд. Да, «Ленин­град» хотя б рискнул осовременить песню «Чёрное золото», посвятив её нашему нынешнему нефтяному шабашу. И это стало единственной за весь вечер попыткой сделать Высоцкого нашим современником, а не музейной фигурой...

Но многие прочие просто не понимали, что они поют. И зачем поют. Какие-то там потапы, серёги, тишманы... Иногда казалось, что Высоцкий им ну совершенно до фонаря, они б отметили с гораздо большей охотой день рождения Жириновского. А рядом – ещё какое-то застолье, пир горой, праздник жизни, которая явно удалась, вино, женщины, вальяжный Познер в роли то ли ведущего, то ли метрдотеля...

В показанном по Первому каналу фильме Рязанова, снятом в конце 80-х, видишь пришедших к Высоцкому на кладбище людей. Страшно разные люди. Но они объединились в общем чувстве. Так же, как он умел объединить их всех и стал их эхом, голосом народа. Это случилось у него органично, даже помимо рассудка. «Я иногда беру текст, читаю... Неужели это я написал», – говорил он.

Высоцкого упрекали за то, что он потакает низам, протаскивает в искусство блатняк. А это у него маялась и корёжилась сложная, противоречивая, часто больная душа тогдашнего народа. Но ей, этой душе, распятой между дьяволом и Богом, были доступны и экстремальные поступки, и высокие полёты, и жажда свободы, и любовная страсть, и инстинкт правды... Именно это составляет суть искусства Высоцкого. Всё-таки он подымал нас, вырывал из пошлых будней и ставил один на один с главными темами жизни, с самым значительным в опыте нескольких поколений.

Именно поэтому он стал чуть ли не главным человеком в своей эпохе, вопреки цензурным запретам и благодаря тому, что появилось такое чудо – магнитофон, и никаким спецслужбам оказалось не под силу контролировать то, что вы пишете на магнитную ленту. Он аккумулировал общественную боль и умел её прокричать, чтобы услышали, и выкричать, как освободиться. Но этой болью он был изранен и погиб на поле боя.

«И пусть нам радио твердит, что умер Джо Дассен, и пусть молчит, что умер наш Высоцкий. Что нам Дассен, о чём он пел, не знаем мы совсем, Высоцкий пел о нашей жизни скотской». Было очень странно, что он умер, потому что своими песнями он был частью нашей жизни. Ну да, иногда и скотской тоже. Но не всегда. Он пел то, что мы думали. И как думали. Мы перебрасывались его строчками. И он был свободным человеком, а мы тосковали по свободе.

Эта толпа конца 80-х... В ней были самые разные обещания. Но сбывались чаще плохие. Казалось легче идти в размен и вразнос, капитулировать и пресмыкаться. Вроде как наступила свобода. Свобода слова, свобода искусства. Но отчего-то не появилось другого Высоцкого, и никто теперь не знает, что такое народная душа и есть ли она вообще. Последний раз, мне помнится, предположили, что сегодня душа эта – мадам Брошкина из пугачёвской песни. Похоже на то. Но как-то обидно. Да и вообще, народная душа – ведь не только бабьи слёзы. Она – ещё и мужская доблесть.

...И вот ему уже 70 лет. А смена не пришла.

Кстати, именно про это оказалась передача «К барьеру!» на НТВ. Мне было жалко Ярмольника, на которого наехали журналюги-бандерлоги из таблоида «Твой день». По логике профессиональной солидарности я бы должен защитить журналистов. Но не хочется. Ну да, они обслуживают спрос. Ну да, публика хочет жареного. Но, перефразировав классика, спрошу: «Кто, господа, заставляет вас быть первыми учениками в этой школе пошлости и примитива?»

Ярмольник пытался дер­жаться с достоинством. Он имеет на это такие права, какие сегодня мало у кого есть. Человек он редкостно добрый и готовый прийти на помощь; кому интересно – те про это знают. И публика его поддер­жала. Но... в Сети было немало пролито и яда. Репутация Ярмольника сугубо приватна. В роли общественного деятеля его не видят, и ему не верят. Да и вообще, у нас рухнули все иерархии, и редко кто назовёт ныне живущих учителей и наставников, обладающих незыблемым авторитетом. Увы.

...А помните, великолепный, всемирно признанный Шемякин предлагал поставить памятник Владимиру Высоцкому в Ярославле? Не случилось, и теперь он стоит в более благосклонной к изящным искусствам Самаре. И от этого тоже дёргается веко. Но не хотелось бы заканчивать мрачно. «Ложь и зло – погляди, как их лица грубы...» А перемелется – мука будет. И мукА, и мУка. Всего у нас вдосталь. Главное, не разучиться любить. Да.

Читайте также
  • 13.11.2012 Проект Кожевниковых – в семёрке лучших В Центральном музее Вооружённых сил Российской Федерации музыка звучит не так уж часто: не концертный зал, музей всё-таки, да ещё такой, где экспонаты
  • 08.11.2012 И юный Октябрь впереди Праздничным маршем и митингом отметили вчера 95-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции ярославские коммунисты и горожане, разделяющие их взгляды.
  • 05.09.2012 Кот Баюн и птица Гамаюн Встародавние времена близ городка далёкого, у озера глубокого жили-поживали кот Баюн да птица Гамаюн. Скажете, пожалуй: «Коту и птице – хитро
  • 29.08.2012 РОСТОВСКОЕ «МНОГОЦВЕТИЕ»В эти дни Ростов Великий празднует своё 1150-летие, и сегодня хочется представить вниманию читателей хотя бы малую часть богатой литературной жизни города.
  • 08.08.2012 Исполнителей наказаний тоже накажут В последнее время слишком часто сотрудники управления федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области стали мелькать в сводках происшествий.
  • 26.07.2012 Такая опьяняющая всех свобода... В статье Владимира Корнилова «Какая пресса нужна России» («Северный край», 4 июля с. г.) высказывалась мысль, что многие
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают