И вот на стенах выставочного зала Союза художников – монументальные полотна, казалось, канувшие навсегда в прошлое: «Всесоюзный староста в военные годы», «В кузнице Ярославского моторного завода», «На передовые позиции». Где-то в архиве художника остался и «Лысенко среди колхозников», и «Калинин у рабочих комбината «Красный Перекоп». Этакие подробные полотнища, наглядно свидетельствующие – мы так жили. А даты написания картин просто рождают священный трепет – 1948, 1952, 1959-й годы. Прошлый век? Нет, канувшая в Лету прошлая жизнь целой страны.
Десятки полотен поменьше с общей тематикой «вот моя деревня, вот мой дом родной». Все очень гладко, достоверно, профессионально, без вопросительных знаков. Лишь одно полотно стоит особняком, выделяясь ярким, мифически-зеленым светом Куинджи, – «А ночи стали длиннее». Вот, пожалуй, и все.
Компанию в вернисаже основателю живописного рода составили работы жены художника Маргариты Валентиновны, их сына Андрея и внучки Татьяны. И хоть наследники дополнили лишь малую толику экспозиции, чувствуется одна и та же техника. Наглядная преемственность поколений, так сказать.
Андрей Николаевич шагнул чуть вперед, на шажок, едва приоткрыв щелочку для проникновения из мира реальности в мир фантазий. Неуловимая размытость мазка, чуть смелее обращение с цветом. Неожиданные обращения к достаточно капризному розовому – и это в обычном деревенском пейзаже. Но, увы, всего лишь один пейзаж осмелился выскользнуть из общего ряда традиций.
Несколько работ Татьяны, внучки художника, выполнены в технике пастели. Она – участник областных и международных выставок пастелистов. Но пара-тройка работ совсем немного может рассказать об авторе. Чувствуются некоторая театральность – она работает художником-постановщиком в московском театре «Тень» – нарочитая яркость красок.
Новый выставочный проект, безусловно, порадует тех, чей глаз отдыхает на традиционной школе письма. Но тем, кто привык спорить с художником, узнавать нечто новое, познавать через созерцание самого себя, на выставке делать явно нечего.