четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 25 августа 2004

Они еще и танцуют

Вместо эпиграфа:

автор Лариса ДРАЧ.

 

Малыш лет четырех, истомившийся и извертевшийся в кресле во время просмотра спектакля, дергает мать за рукав:

– А что этот дядя делает?

– Тише, дядя танцует.

– Он ТАНЦУЕТ???!

Произнести вслух фразу «А король-то голый» может только очень мудрый человек. Либо ребенок, не испорченный условностями взрослого мира.

Эта мысль пришла мне в голову во время открытия VI международного фестиваля «Искусство движения и танца на Волге-2004», которое состоялось воскресным вечером в Театре юного зрителя. Очевидно, подобные размышления об элитарности искусства определенного направления посещали в свое время не одну голову. Недаром известный писатель Станислав Ежи Лец однажды заметил: «Должно ли искусство быть понятным? Да, но только для адресатов». В применении к данному фестивалю я лишь немного трансформировала бы это высказывание – данное искусство понятно лишь для «отправителей». Поймет ли что-либо из увиденного «получатель», то есть зритель, по-моему, никого из творцов абсолютно не волнует.

Так вы никогда не убьетесь!

...Первым на фестивальную сцену вышел Театр танца «Игуан» из Санкт-Петербурга, анонсированный организатором данного танцевального форума Александром Гиршоном как «лидирующий отечественный коллектив в области современного танца». Если взглянуть на перечень адресов европейских фестивалей и международных проектов, в которых участвовали питерцы, то окажется, что на земном шаре не отыщется места, куда не ступала нога «Игуана». Дабы настроить зрителя на правильное восприятие спектакля, в визитной карточке театр поместил такой комментарий к своему творчеству: «…не послание, не сообщение, не трансляция неких заведомо сформулированных идей о мире, но создание всегда иного мира в сознании зрителя, мира, способного развернуть нескончаемый веер вероятностей».

Заманчиво? Еще как! А уж когда стало известно, что музыкальный ряд к спектаклю был натанцован самими исполнителями – при помощи современных компьютерных технологий движения были переведены в ноты – и удобрена сия новация музыкой Сен-Санса «в перевернутом виде», и вовсе ожидание чуда стало невмоготу.

Музыка, сразу отмечу, душераздирающая. Если мы, люди, действительно так звучим, то жаль механизмы, которые нас окружают. Сен-Санс, даже в «перевернутом виде» звучит гораздо мелодичнее. Странные, дерганные, шарнирные движения всеми частями тела – примерно с такой пластикой двигаются марионетки, когда неопытный кукловод пытается освоить азы профессии. Страстность же, с которой актеры то и дело падали ниц из самых немыслимых пируэтов, вызывала искреннее недоумение и жалость. Хотелось сказать: «Бедные! Что же вы так убиваетесь? ТАК вы никогда не убьетесь!»

Однако жалость мгновенно улетучилась, едва на заднике стали демонстрироваться документальные сюжеты – дерущиеся из-за куска вороны, странно подпрыгивающие в инкубаторе яйца и …совершающий акт мочеиспускания молодой человек. Спасибо и на том, что оператор развернул юношу спиной к зрителю. «А белый лебедь на пруду справляет малую нужду, и всех имеет он в виду в своем загаженном пруду» – иначе этот акт искусства интерпретировать невозможно!

Зритель от происходящего онемел. Лишь тот самый малыш, недоумевающий по поводу пребывания странного дяди на сцене, не смутился общей картиной безобразия и вдохновенно елозил вверх-вниз по ступенькам амфитеатра на животе.

Реплика одного из танцоров «финита ля комедия» была воспринята с небывалым энтузиазмом как избавление от кошмара. Моя соседка пробормотала: «Хоть бы либретто раздавали, как в приличном театре. А то сидишь дура дурой...». Пипл хлопал в ладоши – как же, понимаем, высокое искусство.

Дурят нашего брата

Именинным пирогом, вкушенным еще до прихода гостей, стало выступление следующей команды – ярославского танцевального коллектива «TRANS ART». О, счастье понимания, о, радость возвращения осмысленных эмоций! Ласкающая слух мелодия «Утомленное солнце...», изящные движения. В качестве фестивального номера артисты, работающие в стиле современной хореографии, выбрали фрагменты спектакля «И танго тоже…». Каждый номер спектакля – это фрагмент мозаики, законченная постановка со свойственной ей идеей и способом выражения мысли. Несмотря на то, что каждый фрагмент может существовать как отдельная композиция, они плотно дополняют друг друга, создавая у зрителя целостность сюжета. Судя по тому, как оживился в финале зрительный зал, я совсем не одинока в своих блужданиях по дебрям современного танца. «Браво! – кричала публика, точно предчувствуя, что счастье понимания, как и счастье вообще, скоротечно.

Правильно опасались. На смену «TRANS ART» пришел другой танцевальный коллектив, тоже ярославский – «Граффити». На сцену участницы «странно структурированной композиции, без названия, но с комментариями» сползались из зала. Надо было видеть, как отшарахивались зрители, когда в соседнее кресло прыгала актриса и начинала буйно размахивать руками и ногами. А на сцене между тем – опять синкопированные падения на пол, уже виденная часом ранее буратинная пластика…

Но что это? В музыкальный фон, усиливаясь от реплики к реплике, вплетается телефонный разговор. «Слушай, что-то грузануло меня это современное искусство. Все сидят напряженные, подвоха ждут, пытаются понять, что это люди на сцене делают. Ты скоро освободишься? Ну ладно, потреплю еще немного...» Монолог затихает, а на сцене – продолжение «дискотеки» бурно переговаривающихся глухонемых, страдающих эпилептическими припадками.

Знакомый фотограф, много чего повидавший на своем веку, крестясь и бормоча «Свят, свят...», с видимым облегчением покидает зал. Словно в унисон уходящему зрителю – продолжение телефонного разговора. «...Скажи, то, что я вижу, это вообще как, нормально? Нет, пойми и меня: я пришел на концерт, чтобы испытать какие-то эмоции... Да что ты говоришь? Суть в том, что я должен следить за теми эмоциями, которые они испытывают на сцене? Да кто бы мне раньше объяснил! Слушай, а вообще ты еще долго будешь по сцене болтаться? Ну ладно, я тебя жду». Эта явно театральная режиссерская находка – оригинальный звуковой ряд – смикшировала сюрреализм происходящего на сцене, и смотреть было уже не так грустно.

...Танцевальный форум еще только набирает свои обороты. Возможно, сбудется самоуспокаивающий прогноз организаторов, с тоской лицезреющих полупустой зал, что к финалу публика будет ломиться на представления и выпрашивать разрешение посидеть хотя бы на ступеньках. А, может быть, и нет. Если судить по тому, что добрая треть зала на открытии состояла из участников и студентов, которые съехались на фестиваль со всего мира (человек двести, не больше), то вопрос о специфичности данного вида искусства даже обсуждать не стоит. Более рафинированную элитарность просто трудно себе представить. А вообще «все – вопрос договоренности. К сожалению, не с нами». Остряк и философ Станислав Ежи Лец в очередной раз прав.

Читайте также
  • 26.10.2012 «Театр должен обжигать зрителя»Спектакль рождался долго и непросто, репетиционный пе­риод занял около года. Изменил ли этот год что-то в мировоззрении режиссёра?
  • 15.01.2010 Такая старая историяНакануне Нового года Гаврилов-Ямский Дом культуры «Текстильщик» кроме ёлочных представлений преподнёс и ещё один интересный сюрприз, ставший
  • 11.09.2007 Наша лапша на всяких ушах хорошаВ Ярославском художественном музее прошёл первый открытый фестиваль перформанса «Корч» – самого эпатажного, скандального и непонятого на сегодняшний день
  • 23.09.2006 Минкульт не предупреждаетНа этой неделе в российской культурной жизни произошло уникальное событие – в рамках эпатажного театрального фестиваля «Новая драма» прошел спектакль «Не hamlet».
  • 20.04.2005 Страшная сила – красота! В театре юного зрителя – событие: к несказанной радости многочисленных поклонников театральных работ режиссера Александра Кузина, актеры своими силами
  • 03.03.2005 Еще поет, еще танцует У заезжих звезд (особенно настоящих, не говоря уж о тех, что звездят просто так) хорошим тоном считается начинать концерт с опозданием в 15 – 20 минут.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают