понедельник 24

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии








Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 23 ноября 2004

«Геликон-опера» о Собинове и о себе

В Ярославле открылся Собиновский оперный фестиваль-2004. Шанс поддержать возникшую два десятилетия назад традицию получил на сей раз столичный муниципальный театр «Геликон-опера» с его репутацией изобретательного насмешника, не скрывающего неприязни к бездумной оперной рутине.

автор Всеволод ЛЕЖНЕВСКИЙ.

 

В первый фестивальный вечер гости с оркестром Аннамамедова азартно и непринужденно отыграли оперу из репертуара Собинова «Дон Паскуале», отметив ее концертным исполнением столетие дебюта нашего земляка в партии Эрнесто на сцене «Ла Скала» (подробнее об этом читайте в номере «Северного края» за 19 ноября).

Наш корреспондент пообщался с исполнителем партии Эрнесто в театре «Геликон-опера», воспитанником Уральской консерватории, заслуженным артистом России Анатолием Пономаревым.

– Записи Собинова знаю с мальчишеских лет, – сказал он. – Музыка была его восторгом, и он щедро делился им со слушателями. И в его времена, и позже бывали голоса не менее красивые. Но именно Собинов выделялся безукоризненной школьностью вокала. Не в пример многим из нас он досконально знал свой организм, дружил с ним. Уверенно управлял голосом, и поклонников у него в Италии, где он готовил партию Эрнесто, было не намного меньше, чем в России. После «Вертера» и «Дона Паскуале» взошла звезда его мировой славы.

Наш собеседник представил свох коллег и представился сам:

– Опытней остальных из нашей четверки – бас Николай Галин. Он, как и я, выпускник Уральской консерватории, затем пел в Свердловском оперном театре. Думаю, ярославцы оценили его талант в типично буффонадной роли престарелого вдовца Дона Паскуале. Лирический баритон Олесь Парицкий закончил Гнесинку. Одна из лучших его партий – Онегин, ярославцам же выпало удовольствие проникнуться комедийным даром Олеся в роли доктора Малатесты. Даму сердца Эрнесто – Норину играет прима нашего театра Алиса Гицба. Уникальные выразительные возможности голоса позволяют ей петь партии, какие редко можно встретить в репертуаре одной певицы, – например, леди Макбет в опере Верди, Виолетту в «Травиате» и Аиду.

Сам Анатолий после консерватории набирался опыта в театрах Барнаула, Самары, Санкт-Петербурга, в москов­ской «Новой опере», звание заслуженного артиста получил, уже будучи солистом труппы Дмитрия Бертмана. В его репертуаре партии Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, заглавная – в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, Хозе в «Кармен».

К слову, слухи о том, что в знаменитой опере Бизе массовка «Геликон-оперы», любящей всяческую шоковую терапию, похожа на какую-нибудь солнцевскую группировку наших дней, «Хозе» не подтвердил, но и не опроверг: как кому взглянется. Объяснил: в авторском оригинале «Кармен» улица в Севилье – нищая и расхристанная. После смерти композитора его дерзкое творение, написанное в жанре «человеческой комедии», начали усердно подправлять под общепризнанные каноны.

Выживет ли опера в наступившем столетии? Прогноз на сей счет худрука Бертмана кажется Пономареву весьма убедительным: это будет главное искусство XXI века, потому что соединяет в себе все искусства, а молодые поколения зрителей предпочитают все воспринимать в сжатые сроки, в одном «пакете».

Самым важным событием в жизни «Геликон-оперы» за последние сезоны гости дружно называют совместную работу с патриархом мировой музыки Геннадием Рождественским над первой постановкой в России сатирической фантасмагории чешского классика Яначека «Средство Макропулоса» по Чапеку. Сошлись с великим дирижером в том, что одинаково не любят стояние артистов на сцене «с открытым ртом» и предпочитают динамику, экшн.

Познакомившись с Ярославским губернаторским оркестром, солисты «Геликон-оперы» сделали для себя приятное открытие: руководит им ученик Рождественского Мурад Аннамамедов. Буквально за пару репетиций и за несколько антрактов с «интермедиями» в кабинете главного дирижера за чашкой кофе, когда маэстро под настроение со вкусом солировал и лицедействовал, пропевая интонации персонажей «Дона Паскуале», москвичи и ярославцы успели найти общий язык.

Зрители же не жалели ладоней, приветствуя под занавес ярославской премьеры «Дона Паскуале» их творческое содружество, возникшее под звездой великого Собинова.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают