Основная часть коллекции серебра и драгоценных тканей поступила в музей в 20-е годы, во время массового закрытия храмов. Уникальные вещи, с которыми была связана история Ярославля, к счастью, попали в надежные руки. Тогда об экспозиции и мечтать было невозможно, никто бы не разрешил показывать предметы церковного культа. Но любовь к этим вещам в музее всегда была особенной. С таким трепетом, пожалуй, хранители и реставраторы не относились ни к одной коллекции.
– Эти экспонаты мы чтим и ценим, – рассказывает заместитель директора музея-заповедника Н. А. Грязнова, которая несколько десятилетий работает с этой коллекцией. – Такого массового показа богатств – серебра, парчи, драгоценностей – никогда не было. Экспозиция займет 300 кв. м, часть второго этажа келейного корпуса. Оборудование для нее уже готово. Встал вопрос об отдельном входе, но и он почти решен.
Огромное деревянное резное крыльцо уже обозначилось у одной из самых древних построек – корпуса монастырских келий. И хотя оно еще не достроено, свои мнения по поводу новой постройки посетители высказывают руковод-ству музея.
А мнения разные – от «как здорово придумали!» до «зачем это вы здесь строите?». Все архитектурные проблемы, связанные с созданием нового входа, пришлось решать заместителю директора музея Светлане Блотевской.
– Входы на второй этаж первоначально были: я добралась до архивов ярославских реставраторов. Оказалось, что по проекту первой реставрации монастыря 1961 года планировали сделать крыльцо именно в этом месте. Конечно, если бы не требовалось по условиям безопасности делать отдельный вход для выставки, сейчас мы к идее восстановления крыльца не обратились бы. Но экспозицию надо открывать, поэтому и сошлось все в одной точке – и производственная необходимость, и возможность исторической реставрации.
Проектировали новое крыльцо московские архитекторы. Работать им было сложно – от первых построек никакой документации не сохранилось. Вид крыльца пришлось восстанавливать по временным аналогиям. Подобные работы они делали для памятников Москвы, Новгорода, Владимира, Суздаля.
– Может быть, проект несовершенен, – рассуждает Светлана Евгеньевна. – Я слышала разные мнения. Но надо знать, что здесь есть два момента – это не взято с потолка, а исторически обусловлено. Прежде чем что-то построить, мы должны согласовать проект с департаментом культуры, архитекторами, с Министерством культуры. На внешний вид крыльца влияли и ГОСТы, которые существуют в строительстве. Ведь это не декоративная лестница, по ней будет проходить большое количество людей, она должна быть безопасной. Некоторая громоздкость крыльца вызвана еще и этим обстоятельством.
Беспокойства музейщиков по поводу новодела понятны – за все годы жизни музея в этих древних стенах никаких пристроек к памятникам делать еще не приходилось. Открытие новой экспозиции планируется на 12 июня, вот тогда и будет у нас возможность оценить и новое крыльцо, и лучшую музейную коллекцию.