среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 13 августа 2005

Александр Баширов: «Дебош – это русская национальная тема»

Один из самых эпатажных персонажей российского кино Александр Баширов вместе с венгерским режиссером Томашем Тотом («Дети чугунных богов») в Ханты-Мансийском автономном округе снимает фильм «Смерть шамана». Заминка с финансированием позволила г-ну Баширову буквально на день выбраться в Москву и в интервью «Новым Известиям» рассказать об этом проекте и о своем фестивале «Дебошир-фильм: Чистые грезы».

 

– Как получилось, что вы стали снимать картину вместе?

– Мы с Томашем знакомы еще со ВГИКа. В прошлом году я позвал его в председатели жюри «Чистых грез». И показал в ретроспективе «Железную пяту олигархии», которая в свое время обошлась мне в 25 тыс. долларов. Томашу понравилось, он нашел 30 тыс. евро и предложил мне совместную постановку. Мы набрали пива и сели у меня в студии писать сценарий. Времени было два дня, но мы, не знаю как, управились. Пили, спали и писали, спали, писали и пили... На третий день мы проснулись и обнаружили, что в сценарии север, олени и вертолеты. И все это безумие нужно уложить в 30 тысяч.

– Вы северный человек?

– Самый что ни на есть. Родился в Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе. Я не только татарин и русский, но к тому же еще и ханты.

– Про что кино?

– История, я бы сказал, этномистическая. Один нувориш купил на севере оленье стадо, а оно все тает. Ему говорят, что виноваты волки, но он не верит и посылает человека, которого играю я, разобраться, кто виноват – волки или оленеводы. Этот парень приехал, напился и напудрил оленеводам мозги, что он человек метафизический. Надебоширил, а потом куда-то исчез. То ли его убил муж соблазненной им женщины, то ли просто свалил куда-то. Но и волки исчезли.

– Много вы сняли?

– Процентов сорок. Мы бы сняли больше, но было зверски холодно, и жить в палатке рядом с оленеводами стало очень тяжело.

– А если бы снимали в более теплом климате, успели бы?

– Думаю, что да. На морозе почему-то креативность снижается. Выжить можно, а творческая жилка очень слаба. Как мы ни помогали себе спиртом, котелки не варили. Почему немцы летом выигрывали, а зимой проигрывали? Причина называется «генерал Мороз». Но не в том только дело, что смазка у их танков застывала и шестеренки не крутились, а еще и в том, что немецкие мозги в такую зиму шевелились еще хуже, чем русские.

– Зимой холодно и в Питере. Сказывается ли это на творческих жилках участников вашего ноябрьского кинофестиваля, где вы собираете странные фильмы, не вписывающиеся в мейнстрим?

– Это фестиваль для авторов, а им у нас очень жарко. Ведь мы занимаемся их перевоспитанием.

– Да ну?

– Ну да. Выясняем их позицию, насколько она искренняя, и открываем новые перспективы в борьбе за гармоничную личность.

– Борьба с правилами или без?

– Рукоприкладство и мордобой допускаются. Задача состоит в том, чтобы с помощью разного рода воздействий вернуть автору истинное лицо. Ради такой чистой цели все средства хороши.

– Чистая цель оправдывает только моющие средства. И что же, все участники наваливаются на одного и бьют его, пока он не обретет собственное лицо?

– Пафос фестиваля именно в том и заключается, что человек должен выглядеть как можно более естественно, иными словами, отвечать своему проекту. Главная проблема – понять, для чего человек рожден. Это массовая психотерапия.

– А если в человеке никакой проект не заложен?

– Когда копнешь поглубже, у человека обнаруживаются естественные позывы к творчеству. И все люди в некоем состоянии поэтически организованы.

– Каким же образом коллектив или группа людей могут помочь человеку обрести соответствие своему внутреннему проекту? Разве они лучше об этом знают, чем он сам?

– А это чудо. Чудо коллективного бессознательного. В любом случае человек, если рассмотреть его проект, создан по образу и подобию божьему. То есть он тоже созидатель. Всемогущество человека может быть невероятным, просто мы об этом не подозреваем. Поэтически чувствующий человек – как Икар, сознающий в себе огромные силы. Но чтобы привести человека в творческое состояние, требуется атака на стереотипы, на коросту, которой покрыт этот несчастный.

– Что же чувствуют люди, прошедшие через горнило фестиваля и хлебнувшие чистых грез?

– Как правило, глубокую благодарность ко мне. На самом деле я думаю, у них появляется знание, что не все в мире продается и покупается. Я имею в виду за большие деньги. Есть и то, что можно купить и продать за небольшие суммы. Например, малобюджетные фильмы.

– Какова, по-вашему, роль дебоша в искусстве?

– Искусство – это преображенное поэтическое размышление о реальности. Дебош и в искусстве, и в реальности преследует одну цель – начать говорить. Через провокацию начинается разговор. Дебош – это незамутненная реакция, как нецензурная брань. Она в свою очередь тоже вызывает реакцию, и люди, которые используют дебош в искусстве, планируют вызвать эту реакцию. Дебош – проявление кризиса человеческих отношений. Это акт отчаяния, крик страждущего в пустыне. Действие человека, который хочет пить.

– Дебош в искусстве отличается от дебоша в жизни?

– Дебош в искусстве прикрывается индульгенцией, заработанной теми жертвами, которые понесли художники предыдущих поколений, особенно XIX века. После этого возникло представление, что художник имеет право на дебош, и в наше время это беззастенчиво используется. Дебош хорошо продается в виде перформансов. В искусстве он безнаказан. А в действительности дебошир сталкивается с правоохранительными органами, которые часто путают искусство с действительностью. Помните рассказ Шукшина «Обида», где мужика не пустили в больницу к матери и он задебоширил? У него был срыв. Дебош – это русская национальная тема. Она сакральная, как юродство. Я к дебошу отношусь с уважением, потому что это очень рискованное занятие.

– Проза Шукшина сыграла какую-то роль в вашей жизни?

– Она многое во мне объясняет. И не только во мне.

– Можно ли определить ваше амплуа шукшинским словом «чудик»?

– Да, если говорить об абсолютной жажде справедливости. За этим многое стоит. Общенациональное. И абсолютно бессмысленное. Единственная страна, которая занимается бессмысленными делами, – Россия. Ведь если взять, например, построение Советского Союза или жажду мировой революции – все это вполне бескорыстно и вполне бессмысленно.

– Иными словами, революция – дебош в масштабах страны, а мировая революция – дебош в мировом масштабе?

– Да, естественно. Это нужно признать и с этим жить, причем жить счастливо.

– Я впервые увидел вас в фильме «Асса» и с тех пор запомнил. Это была ваша вторая роль в кино?

– Да. Первым был «чудик» из более раннего фильма Соловьева «Чужая Белая и Рябой». Кстати, он меня заметил во

ВГИКе в этюде, который мы делали по Шукшину. Так что Шукшин действительно сыграл определенную роль в моей жизни.

– Но слава пришла к вам после «Ассы»?

– Я бы сказал, прогнозируемая слава. Она не открыла мне глаза на себя. В сущности, я сыграл юродивого. Это было попроще, чем играть Шукшина. Мне казалось, что трагедия моего героя в том, что он в самом деле хотел быть космонавтом, но ему не дали. И он придумал себе легенду и поверил в нее.

– Когда вас принимают за ваших героев, а это, наверное, случается часто, вы поддерживаете эту иллюзию?

– Зрители редко общаются со мной как с человеком, больше как с персонажем. И это общение обычно недолгое. Поэтому мне проще на это время вернуться в прошлое, когда я не был персонажем, а просто жил.

– Почему вы, будучи культурным человеком, чаще играете нечто противоположное?

– Это не мой выбор. Это такой режиссерский штамп. Но вот Хотиненко недавно случайно взял меня на роль генерала Корнилова. По-моему, достойное соответствие...

//Беседовал Виктор МАТИЗЕН. (Публикуется в сокращении.)

* * *

Александр Баширов родился 24 сентября 1955 года в деревне Согом Ханты-Мансийского автономного округа. В 1972 году приехал в Ленинград, где в ПТУ овладел специальностью плиточника-облицовщика. В 1989-м окончил режиссерский факультет ВГИКа. Известность получил благодаря участию в фильмах «Асса» (1988), «Игла» (1988), «Кома» (1989), «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1990), «Дом под звездным небом» (1992). После института уехал вместе с женой-американкой в США, где занимался повышением актер­ского мастерства в Нью-Йорке. Через несколько лет вернулся в Россию. В 1996 году в Петербурге организовал студию «Дебошир-фильм», где в качестве режиссера снял фильм «Железная пята олигархии» по мотивам романа Джека Лондона. Участвовал в проектах Сергея Курехина. Вместе с лидером группы Tequilajazzz Евгением Федоровым работает с финской авангардистской рок-группой Сleaning Women.

Читайте также
  • 26.12.2012 Теперь картины можно и послушать Ярославскому художественному музею исполнилось 93 года, хотя собственно коллекции уже исполнилось сто лет.  
  • 20.12.2012 Кино, которое ведёт к храму Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия православная», – награда за общественную деятельность на ниве просвещения,
  • 12.12.2012 Самбо, карате и другие единоборства В Ярославле открыт центр подготовки спортсменов по восьми видам боевых искусств – детский спортивный клуб АБИС (ассоциация боевых искусств «Спецназ»).
  • 12.03.2012 Живое искусство – каждый день рядом! Не надо учить его смотреть Гостем Ярославля стал директор Российского института культурологии, ведущий авторской телепрограммы «Культ кино» на канале «Культура»,
  • 15.10.2009 Придёт ли в школу муза кино?Увидев экран во всю стенку, детсадовцы как-то сразу приумолкли, пораскрывали рты и, казалось бы, без всякой причины захлопали в ладоши. Ещё до того, к
  • 20.11.2007 У природы нет плохой погодыТем, кто сомневается в том, что вокруг нас много хороших людей, как аргумент – два юбилея минувшей недели, вполне достойно отмеченных на нашем ТВ.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Рога для пираньиЕсть в нашей жизни произведения человеческого ума, мимо которых и захочешь – не пройдешь. Человек, в
  • ТВС покажет зрителям черный квадрат Телеканал ТВС, работающий на «шестой кнопке», в ближайший понедельник может приостановить
  • Время есть Двусмысленность летнего телеэфира несомненна. С одной стороны, почти затихают политические страсти, реже