вторник 25

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии








Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 18 мая 2007

Разве не чудо – дошедшая до нас икона

Музейной реставрации в этом году исполняется 35 лет. Переоценить труд людей этой профессии сложно – они спасли сотни икон, «открыли» яркую, праздничную древнерусскую живопись на экспозициях и выставках. Но их имена знают немногие – реставратор, как и иконописец, всегда «за кадром». Весь путь – от начала до сегодняшнего дня – прошла с реставрацией Лариса Дмитриевна Рыбцева. С ней мы и поговорили об истории отдела реставрации ЯХМ, о редкой профессии реставратора и даже о чудесах.

автор Марина ШИМАНСКАЯ

 

Талант реставратора сродни таланту иконописца – только равный может вникнуть в тайну замысла, почувствовать нерв руки художника, которую иногда ведет сам Бог, и вслед за ними своей рукой вернуть к жизни древние лики, скрытые сотнями прожитых лет.

Как и любое хорошее дело, реставрация начиналась с хорошего человека – с Елены Павловны Юдиной. На работу в музей она попала по комсомольской путевке. Образование – зубоврачебный техникум – к этому никак не располагало, но душа тянулась к красоте. Первое ее знаком­ство с реставрацией произошло, когда из подвалов церкви Николы Надеина достали спрятанную на время войны коллекцию древнерусской живописи. Плесень, грибок, трещины, утраты – состояние икон было ужасным.

Бороться с болезнями пришлось московским специалистам, но к работе привлекли и Елену Павловну. Тогда и образование медицинское пригодилось, и руки, способные к точной, ювелирной работе, словно нашли себя. В непростом «хозяйстве» главного хранителя Юдиной оказалось 1500 икон, каждая из которых в той или иной степени требовала реставрации.

Елена Павловна удивительно быстро научилась основам профессии, получив вскоре высшую категорию по реставрации икон и живописи. Но как одной справиться с такой огромной коллекцией? А ведь еще и в районных музеях ждут помощи сотни икон! Но в провинциальных музеях отдела реставрации не было – не положено. Пошла тогда Елена Павловна к начальнику управления культуры Юрию Андреевичу Андрееву. Он проникся проблемой, да и «выбил» в министерстве 5 ставок реставраторов для Художественного музея. Музейщики расценили это как подвиг – времена были другие, и все новое приходилось с трудом «пробивать» и «выбивать». Тогда и появился в музее отдел реставрации.

Чтобы он начал работать, сотрудников надо было найти, да еще и научить. Лариса Рыбцева нашлась сама.

С Еленой Павловной она познакомилась, когда училась в художественном училище. Сила личности, талант и подлинная интеллигентность Юдиной, ее бескорыстная преданность музею были так привлекательны, что для Ларисы перестал существовать вопрос – где работать? Только в музее, рядом с этим необыкновенным человеком.

– Таких энтузиастов, как Юдина, больше нет. Она организовала курсы в Ярославле. Учила всех, даже уборщиц.

А вдруг человек и не знает о своих способностях? – вспоминает Лариса Дмитриевна Рыбцева, которая сегодня руководит отделом, созданным Еленой Павловной Юдиной.

Начинали новое дело с энтузиазмом первооткрывателей. Работали над своей коллекцией, ездили в экспедиции, помогали музеям Ростова, Переславля, Углича.

– Мы работали за интерес. Умудрялись как­то жить на 80 рублей. Ели макароны с маргарином, посыпав зеленым сыром из пакета. Жили работой. Всегда вспоминаю Бредбери, который сказал: «Хотите не работать – найдите дело по душе, и работать не придется». Утром идешь на работу с удовольствием – в предвкушении интересного дела. Удачно что­то получится – домой возвращаешься в прекрасном настроении. Но в 90­е годы жить на наши зарплаты стало не просто тяжело, а невозможно. Реставраторы начали уходить туда, где была возможность заработать. Настал такой день, что из тех, кто начинал, осталась только я. Юдина, словно предвидя это, как­то сказала: «Ты не уходи, должен же кто­то остаться в музее. Дело должно продолжаться». Вот это ее завещание я и выполняю. Со временем вернулась в отдел Александра Николаевна Клячина. Перед ее мастерством я просто преклоняюсь, с такими золотыми руками можно только родиться, научить этому нельзя. Но нам уже по 60. Пора думать, кто будет продолжать наше дело.

Музейные реставраторы сродни земским врачам. Диагностируют любое заболевание и будут лечить любую икону, даже самую запущенную и сложную. Процесс взаимодействия с ней не так прост, как может показаться несведущему человеку. И участвуют в нем не только руки. Лариса Дмитриевна может говорить об иконе часами, и слушать ее интересно не только коллегам. В ее рассказе об иконе – философское осмысление жизни, подсказанное ей древними иконописцами.

– Когда икона больна, я смотрю на нее только как врач, выбираю лекарство. А вот уже когда ее раскрываешь – тогда вступаешь в эмоциональный контакт, испытываешь восторг и начинаешь что­то понимать. Икона призвана вызвать эмоцию – разбудить душу. В храме все было рассчитано на такое пробуждение. Для меня икона – модель гармонии. В ней есть все – время, идея, философия. Проникновение в идею – первый и обязательный этап реставрации. Вот у нас в экспозиции была большая икона «Рождество Христово». На экскурсии, подводя к ней посетителей, рассказывали, какой это был ужас – избиение младенцев. Патинированная, «пригашенная» икона вполне соответствовала рассказу. Неожиданно Ирина Петровна Болотцева предложила ее отреставрировать. Менять облик иконы, к которой все привыкли, было страшно. Я работала над «Рождеством» 5 лет. Меня ругали – почему так долго. Когда открыла – на ней такой праздник, такое ликование красок! Я поняла, что идея была другая – не мрак избиения, а радость рождения Христа. И это для иконописца было главное. Каждый раз поражаешься – насколько в иконе все важно, каждый штрих, каждое пятнышко. Как же мастера воспринимали икону! Им было дано вступать в диалог с Богом – вот какая чистая была душа!

Слушаешь Ларису Дмитриевну, и еще раз убеждаешься в том, как много общего в отношении к жизни, мироощущении у тех, кто служит в музее, с теми, кто служит Церкви. Реставратор в действующем храме сегодня нужен не меньше, чем в музее.

– Великое счастье, что были музеи – люди не забыли, что такое икона. Обидно, когда в грехах государства огульно обвиняют музеи. Сколько музейщиков посадили только за то, что они спасали иконы. А как их собирали! По рекам сплавляли, на телегах возили, на себе по бездорожью тащили! Людям труднее было бы прийти теперь к вере, если бы не было музейщиков и реставраторов.

За 35 лет работы у реставраторов музея накоплен колоссальный опыт. Лариса Дмитриевна делится им с удовольствием – от природы она еще и учитель. Ее ученики работают в Ярославле, Ростове, Переславле. Связи с учителем не теряют, идут к ней со всеми вопросами. А вопросы бывают разные, и не только профессиональные.

– Иногда меня спрашивают про чудеса, происходящие от икон. Вот недавно я спешила на занятия, почему­то изменила привычный маршрут и пошла на остановку другого автобуса. Иду мимо помойки – икона стоит. Глазам не поверила – Спас Нерукотворный, изображение едва просматривается. Я ее в охапку, и в автобус. Счастливая, принесла ребятам. Чудо? Подумайте, ведь что­то же в ней есть такое, что именно она должна была дойти до нас – ведь десятки тысяч икон погибли, а она дошла. Так что о чудесах говорю так – мироточения не видела, не знаю, а вот то, что на моем столе лежит икона – это самое настоящее чудо – она дожила до наших дней.

Чудеса в России часто связывали с именем святого – Николая Чудотворца. Музейная реставрация нашла приют в самом нежном и поэтичном ярославском храме в его честь – Николы Рубленого города. Родилась Лариса Дмитриевна в день весеннего Николы. И из всех святых образов наиболее близок ей святитель Николай. Так что понятно, кому ставить свечку за добрые дела музейных реставраторов!

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Джаз от себя не оторватьМинувшую неделю вся прогрессивная музыкальная общественность Ярославля прожила под знаком джаза: здесь
  • Время Алексея Жукова «Время бежит» – так философски звучит название выставки Алексея Жукова, открывшейся в выставочном зале
  • «Гламур давно минувших дней» Так называется новая выставка, подготовленная сотрудниками Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.