пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 06 июня 2007

Наив – это не ругательство...

В Центре современного искусства «Арс-форум» проходит персональная выставка самого известного из наивных и самого наивного из известных художников – ярославца Германа Блинова.

автор Лариса ДРАЧ

 

Предваряя наш разговор о данной выставке, напомню, что наив – это искусствоведческий термин, а не снисходительная зрительская оценка. Более того, под определение наивного попадает целая сфера примитивного искусства, датируемого последними двумя столетиями, куда входят изобразительные виды народного искусства, творчество художников-самоучек, а также самодеятельное творчество во всех его жанровых проявлениях.

Герман Блинов – тот самый вышеупомянутый художник-самоучка, если, конечно, можно считать «самообразованием» занятия в изостудии при Дворце моторостроителей и посещение лекций на правах вольнослушателя в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде). Почти четверть века Герман Блинов активно участвует в выставках самодеятельного искусства разного уровня – от областных до всесоюзных. Его работы находятся в музеях Ярославля, Вологды, Владимира, Суздаля, в Муниципальном музее наивного искусства Москвы, в частных собраниях... Собственно, один этот перечень свидетельствует в пользу официального признания «самодеятельного» творчества художника Блинова.

На выставке в ЦСИ «Арс-форум» представлено более 60 произведений, выполненных автором за последние десять лет.

Живопись художника не требует комментариев искусствоведа: она буквальна в прямом смысле этого слова, как алфавит. При пристальном всматривании в многочисленные картины создается впечатление, что у художника заготовлено несколько десятков шаблонов – дерево, дом, мужская фигура, женское лицо и так далее – и он достаточно умело и ловко компанует разные жанровые сценки и монтирует пейзажи с помощью этих заготовленных «трафаретов».

Так, например, возникает картина «Русские женщины», изображающая группу женщин в монашеском одеянии (к слову, связка понятий «Россия – православие – женский монастырь» в настоящее время тоже является определенным информационным и художественным штампом). Все изображенные женщины – на одно лицо, буквально как матрешки. (Из ненароком подслушанного мною разговора посетителей выставки: «Феминистки, очевидно, предадут художника анафеме за подобное творческое мышление... Что это у него все бабы как двое из ларца одинаковы с лица?!»).

Та же история, но уже сдобренная восточным колоритом – картина «Гарем». Под жанрово-бытовым «соусом» к зрителю попадает холст «Дворники»: на ней клонированные тетушки с метлами усердно наводят чистоту и порядок. Абсолютно конгруэнтные силуэты деревьев образуют холст «Старый парк»... Ну и так далее. Беспрекословно хорош, пожалуй, оказался лишь деревенский пейзаж «Август», и то, как я подозреваю, к попытке моей непредвзятой оценки все-таки примешалась моя же «нездоровая» страсть к подсолнухам.

И хоть искусствовед и куратор выставки Екатерина Змеева пыталась меня убедить, что наивному искусству не свойственна персонификация как таковая вообще, и что «картины рассказывают не столько о быте, сколько о бытии: о жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти, труде и празднике...», то есть о чем-то вечном, у меня сложилось несколько двойственное впечатление от увиденного.

С одной стороны, я понимаю поклонников наивного искусства вообще и творчества Германа Блинова в частности, так как в живописи подобного рода они пытаются отыскать некий идеал, который, очевидно, витает в мыслях. С другой стороны, трудно сохранить серьезное лицо и говорить о неких художественных ценностях при взгляде, например, на полотно «Добрый зверь», на котором тот самый зверь типа лев демонстрирует стоматологический зубной оскал. И оценить галерею славы – портреты известных ярославских художников, музыкантов, искусствоведов – тоже можно лишь с улыбкой. Хотя сам факт того, что художник Герман Блинов заставляет о себе говорить и не оставляет равнодушным даже явных противников наивного искусства, свидетельствует о многом. Как минимум – в его пользу.

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают