пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 19 июня 2007

Мама мыла раму. Рабы немы

Где­то параллельно, но рядом со мной шелестят телесериалы. Как правило, не смотрю: нет ни желания, ни времени внимать этому тихому шелесту. Есть, конечно, исключения, сериалы особого рода, давний уже «В круге первом», например. Таким оказался и шедший на «России» неделю назад фильм «Завещание Ленина» – по сути, жизнь классика русской прозы и гениального бунтаря Варлама Шаламова, единственного в нашей словесности великого троцкиста, читавшего большой текст трагической эпохи в очках идеолога перманентной революции.

автор Евгений ЕРМОЛИН, профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

 

Правда, в сериале эта связь с Троцким малость смазана, и оттого получается, что своей прозой Шаламов прежде всего мстит конкретным советским мерзавцам, в изобилии являвшимся ему в 30­е годы и после. Убивает словом убивавших руками... Ну, и это правда.

Занятно, что сегодня задним числом все чаще Советский Союз (по идейному замыслу – братский союз народов, отечество трудящихся и эксплуатируемых, инструмент перехода из царства необходимости в царство свободы) и вправду называют империей. И не без оснований. На той же «России» прошел, скажем, в четверг документальный фильм о придворном поэте Сталина Василии Лебедеве­Кумаче. Говорили о нем с пиететом, с придыханиями, обозвали «гением советской народной песни».

Создатели фильма решительно встали на сторону Кумача в знаменитом скандале с текстом песни «Священная война». Как известно, в 90­х журналист В. Шевченко выступил с версией, что текст этот в 1914 году написал рыбинский учитель Александр Боде. Потом был суд, оказалось, что есть, конечно, черновики Кумача, но нет, разумеется, рукописи Боде, написанной его рукой. И поезд сошел с рельсов. Так что теперь авторы фильма не затруднили себя предоставлением слова сторонникам авторства Боде. С экрана выступали только апологеты Кумача. (Как я уже недавно говорил, на наших госканалах напрочь забыли, что нужно, согласно правилам профессиональной этики, давать слово всем сторонам в спорах.)

И наряженный барином Кобзон брал под защиту от злопыхателей (типа Шаламова) уже не только Кумача, но и время его наибольшего успеха и процветания. Тридцатые годы – это вам не сплошь Берия и ГУЛАГ, была и любовь, были и Сочи, и Ялта... Вразнобой с этой светлой картиной народного счастья нам поведали, впрочем, и про то, как нервный срыв Кумача на вокзальном перроне обернулся для него попаданьем в спецпсихушку, где бедного поэта кололи такими надежными препаратами, что он после этого не написал уже ни одной стоящей песни. Хорошо еще выпустили. Но умер он в 50 лет одиноким и несчастным...

И замечательно под конец в фильме проговорились: Кумач де сполна испытал в своей жизни и барский гнев, и барскую любовь... То есть был он слугой, лакеем, рабом – вот в чем штука.

И многим нравится вот так о СССР вспоминать, вот так его ностальгически любить: за беспощадность власти, за зычный ее рев и мощный топот. А нынешний накачанный нефтью мускул державности уже воспринимается как реставрация любимых ценностей.

Правда, империей Союз был плебейской, простоштанной, варварской – державой победивших Стеньки и Емельки. Местом, где интеллигенция была «гнилой», а профессура получала прописку если не на Колыме, то в ведомстве кислых щей.

В программе «Культурная революция», на «Культуре», ее ведущий Михаил Швыдкой предостерегал от попыток реставрации имперской идеи сегодня, в ином, но все ж варварском обличьи. Как Европа болела Римской империей чуть не до 1945 года, так и мы никак не освободимся от этой гигантской тени – призрака Третьего Рима, становящегося все более виртуальным, все более пародийно себя являющим...

Да уж, Империя газа – это что­то с чем­то. Как шутят язвительные сетевые публицисты, Северная Нигерия (этот образ пришел на смену другому, тоже памятному: Верхняя Вольта с ядерным оружием)!

Создатель «Острова» режиссер Павел Лунгин отлично говорил о том, что в несвободной стране тусовка подменила собой граждан­ское общество. Я бы добавил, что мы живем в каком­то странном сериале, где что­то происходит, но смысла в этом все меньше. Имперское эхо забивает уши патриотической риторикой, а реальные проблемы жизни уходят на дно сознания. А рядовой телезритель и вовсе жует бесконечную жвачку встреч­разлук, споров­раздоров в бытовой телемелодраме.

На неделе минувшей, говорят, максимальные рейтинги собирает сериал «Дочки­матери» (Горканал­СТС). В пересказе содержание ввергает в легкий трепет: «Костя говорит Ирине, что использовать Анну в качестве приманки для Медведева – безнравственно. Ирина находит другой выход – она дает Косте задание найти и подкупить человека, имеющего доступ к конвертам с тем, чтобы подменить их. Удальцов посылает Лилии букет. Костя начинает ревновать Лилию к Удальцову. Он узнает о том, что у Лилии есть некая тайна. Костя приглашает Лилию к себе в гости. Их роман стремительно развивается. Костя узнает, что его человек не сможет подменить конверты у Медведева. И тут Анна ставит Косте ультиматум – она произведет подмену, но за это Костя бросит Лилию. Лилия продолжает поиски своей матери. Костя никак не может решиться на предложение Анны. После разговора с Ириной Костя все же делает выбор в пользу бизнеса и отталкивает от себя Лилию...» Мда­с. Неандертальская жизнь.

Уже много лет подряд телесериалы засасывают зрителя­простака в трясины и омуты чужих жизней. Иногда экзотических, иногда банальных. Чем меньше человек живет сам, чем меньше в его жизни ярких событий, собственных поступков, тем фатальней трясина сериалов. Привыкнешь и не выбраться. Появилось и сетевое сообщество фанов сериала. И вот, к примеру, чем озабочены наши современницы (особенности письма сохраняю для колорита): «Вот муж Ирины ничего не знает о ее прошлом, о ее дочери. Они вместе уже более 10 лет и Ирина не рассказывает ему ничего, как так можно? Я считаю – это не честно. Еще я не понимаю почему Ирина так старательно это скрывает от мужа?.. Почему так мало говорим об Ане! Она становиться главной злодейкой сериала, отрицательным персонажем. Я так не считаю, Анечка – Умничка, сделала карьеру модели, а теперь стремиться к семейному счастью. А как бы Вы реагировали, если бы на Вашего молодого человека посегались? Анечка плакала, когда Костя с Лилей ушли. Вам ее не жалко?»

Жалко, еще б не жалко. Всех жалко. Но меньше всего – героев воскресной передачи «Самый умный» на том же канале. Потрясающие дети с реакцией, натренированной компьютерными страшилками­гонялками, готовы там моментально ответить почти на любой вопрос Тины Канделаки. Эти выкарабкаются, устоят. Победят, хочется думать.

А сама Тина выступает там как молодая, демократичная мамочка одноклассника, которая приценивается к подружкам сына и не прочь пофлиртовать с его друзьями. Ага, щас.

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают