пятница 17

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментарии: 2

вторник, 06 сентября 2011

Есть время, чтобы выйти из опасного пике

Останется ли и впредь доступным авиационный и парашютный спорт?

Рассказывая о недавнем Кубке ярославского губернатора по парашютному спорту памяти Татьяны Осиповой, который прошёл под Рыбинском в начале августа, мы говорили о судьбе авиационного и парашютного спорта в России. Он умирает, заявила сильнейшая парашютистка страны Ольга Лепезина, которой однажды российский президент вручал грамоту за повышение обороноспособности страны. Министерство обороны поставило жирный крест на спортивной авиации и парашютной классике. Такого же мнения и тренеры, и ветераны судейской бригады, посвятившие жизнь авиации и парашютному спорту. Сегодня мои собеседники – авиаторы, сотрудники и члены Рыбинского аэроклуба ДОСААФ.

автор Марина МОРОЗОВА    фотограф Марина МОРОЗОВА

 

Люблю летать красиво

Я снова устремляюсь туда, где набирает высоту над взлётной полосой аэродрома Южный спортивный ЯК-52. За штурвалом – спортсмен Рыбинского аэроклуба, член российской сборной по авиационному спорту ярославец Ясави Хазипов. 30 минут сумасшедших трюков, многие с отрицательными перегрузками, когда лопаются сосуды на лице и кажется, что кресло пилота вырывает со страшной силой... Вырулив после посадки на стоянку самолёта, Ясави Тагирович покидает кабину. Он выглядит немного усталым, но в глазах всё тот же мальчишеский восторг. Он мечтал летать с детства, но после армейской службы на атомной подводной лодке стал профессиональным водолазом – взрывником, сварщиком, резчиком, изобретателем. И провёл под водой более десяти тысяч часов...

И всё же детская мечта подняла его в воздух, когда было Ясави уже пятьдесят. В Казани, где его предприятие «Подводник» получило заказ, во время командировки он прошёл курс начального обучения и получил допуск к самостоятельным полётам. За штурвалом Ан-22 вместе с инструктором он долетел до Рыбинска. Тогда у Рыбинского аэроклуба появился спортивный Як-52. И Тагирыч, как зовут его на аэродроме, уже не смог оторваться от неба.

Уже через два года полётов он стал призёром чемпионата ЦФО по высшему пилотажу, заявив о себе в самом сложном комплексе упражнений – неизвестном, или «тёмном» на языке лётчиков. Пилот заявляет судейской бригаде набор элементов, а судьи составляют из него комплекс на бумаге и вручают лётчику за 12 часов до вылета. И никаких тренировок – полёт «с листа». Однажды я видела, как Тагирыч на земле отрабатывает полёт – крутится на пятачке, держа над головой маленький самолётик. Кстати, и сегодня «тёмный» комплекс – это его конёк, в котором ему нет равных: на недавнем Кубке Гагарина в Самаре в высшей лиге на Як -52 он выиграл золото. В произвольном и обязательном комплексах завоевал «серебро» и, в одиночку представляя Рыбинский аэроклуб, набрал в сумме очков больше, чем его соперники на троих, и вывел свою «команду» на второе место в Кубке. Впрочем, Ясави уверен, что был лучшим на этих соревнованиях, но судьи решили отдать Гагарин­ский кубок местному асу Сергею Химичу.

В арсенале Хазипова призы открытого чемпионата Испании, чемпионатов России, абсолютное «золото» на открытом чемпионате в ЮАР, где он выиграл у сильных соперников из США и Англии. В 2009 году в Литве командное первенство чемпионата мира выиграла сборная России, в составе которой был и Ясави Хазипов. Он улыбается:

– Я просто люблю летать, и не только ради достижений. Я люблю летать красиво!

За семь лет его лётная книжка насчитывает более 700 часов, проведённых в небе, то есть сотня часов в год! В свои 57 он взлетает 12 раз в неделю, проводя в небе в режиме высшего пилотажа по 5 – 6 часов. Большинство мужчин в этом возрасте глотают таблетки и берегут себя от любых стрессов. Ясави встаёт в половине шестого, в шесть он уже на стадионе наматывает 20 километров. После работы – в машину и на Рыбинск! За зиму накатал 2070 км на лыжах. Без таких тренировок перегрузки в воздухе не выдержать.

Не раз в его лётной практике случались нештатные ситуации. Однажды на соревнованиях в Нижнем Новгороде приземлялся без шасси. Сам не пострадал, винт – вдребезги, двигатель – на капремонт. В прошлом году на километровой высоте был полный отказ двигателя в небе. Но он ювелирно посадил двухтонный самолёт, планируя в небе, выполнил точный заход на посадку. Что называется, без права на ошибку, потому что второй заход сделать бы уже не успел.

– Прощаться с жизнью? – удивляется Ясави. – Зачем? Можно бороться до конца, думать, как в этой ситуации выжить самому, спасти самолёт и жизни других людей. В распоряжении – минута, и я действовал по инструкции, отработанной много раз на тренажёрах. И был удовлетворён, что всё получилось.

Однажды чёткими действиями в небе он за несколько секунд заставил работать заглохший было двигатель, направив самолёт вертикально вниз.

Настоящее мужское дело

– Поворотные вертикали, четверть бочки, вертикаль, полубочка, поворотная вертикаль, вертикаль с выходом от себя.., – устремив взгляд в небо, комментирует полёт Ясави шестнадцатилетний рыбинский школьник Семён Филиппов.

В Рыбинский аэроклуб он пришёл в январе прошлого года, парнишку взял в обучение инструктор Сергей Полетаев. Зимой – теория, зачёты, а в летние каникулы после тренажёров школьник впервые сел за штурвал спортивного самолёта. Сейчас парнишка готовится выступить в третьей лиге Кубка Чкалова, который пройдёт в сентябре в Нижнем Новгороде. На аэродром приезжает почти каждый день, не только летает, но и помогает техникам, моет самолёты – без этой черновой практики настоящим лётчиком не станешь... В его лётной копилке уже около 20 часов, проведённых в воздухе. В небе требуется повышенное внимание, чтобы сопоставлять много факторов, отслеживая показания девяти приборов. Скорость – вертикальная, горизонтальная, положение самолёта в воздухе – всё это нужно связывать воедино. Был и самостоятельный полёт.

– Бывают промахи. Сегодня на посадке «накосячил», – признаётся Семён.

– Современные мужчины не дают сыновьям подниматься выше табуретки, готовят их к карьере чиновников, банкиров... А вы своего в небо бросили! – разговорились мы с отцом летающего школьника Александром Филипповым, инженером проектного института. Оказалось, он сам мечтал летать, но не прошёл медкомиссию, раз тридцать прыгал с парашютом. Говоря о сыне, заявил:

– Это настоящее мужское дело. Опасно – факт. Но я рад, что сыну нравится. Мама переживает, конечно, очень. Но её посадили в самолёт, прокатили, она была в восторге и немножко изменила отношение к нашему выбору. Семён – обычный мальчишка, без всякой крутизны. Но есть в нём хорошее упрямство и желание летать. Поэтому всё для него в жизни достижимо.

В семье были кое-какие накопления, но Филипповы предпочли не тратить деньги на шмотки и недвижимость, а вкладывают их в сына, в его будущее. Ещё год в одиннадцатом классе, и Семён будет поступать в Ульяновское выс­шее лётное училище, хочет стать лётчиком гражданской авиации. Станет ли, ещё вопрос, но в любом деле будет профессионалом – в этом отец уверен.

Кто примет единственно правильное решение?

Вот так же могли бы расти многие мальчишки, не растрачивая золотое время на всякую ерунду.

– Э-эх, – рассуждает инструктор Сергей Полетаев, – жаль, что ДОСААФ не в том министерстве. Военным спортивная авиация не нужна. Вот гражданским – другое дело. Училищу в Сасове полтора миллиарда дали на реконструкцию взлётно-посадочной полосы. А нас – на выживание. Но ведь именно школа аэроклубов позволяет увидеть в пацанах настоящий талант, и в училище за государственные деньги поступит не случайный человек!

В восьмидесятые годы прошлого века 16-летние пилоты не были уникальным явлением. Летающая молодёжь – тогдашняя норма для аэроклубов. И это была по-настоящему государственная политика.

– Авиация в России? К сожалению, нет государственной поддержки. Техника стареет, новая не строится, заказы единичные. Ресурсы старых самолётов продляются на бумаге, но от этого они лучше не становятся. Авиация – практически недоступный вид спорта для молодёжи. Сейчас полёты в самых дешёвых аэроклубах стоят 8 тысяч рублей за час тренировочного полёта, а в среднем – 10 – 15 тысяч. Таких, как Семён – единицы. И неоткуда пополнять кадры лётчиков. Сегодня выживают единомышленники – частные аэродромы, частные самолёты. Может быть, это просто переходный период, рано или поздно мы вернёмся к прежней системе, но за это время мы потеряем свои позиции в мировой спортивной авиации. Когда эта перестройка закончится, старые опытные лётчики уйдут, а молодёжи не будет, – с грустью комментирует Ясави.

Евгений Терехов, начальник Рыбинского аэроклуба, не выпускает из рук рацию, ведя переговоры с пилотами. Короткий перерыв, и он подключился к разговору рыбинских авиаторов:

– Государству по-прежнему на нас наплевать. Спасаемся своими силами, зарабатываем – на зарплату, на парашюты, на налоги. И кормим всех функционеров ДОСААФ. Руководство ДОСААФ денег не даёт ни на что, только спрашивает отчисления. Ремонт самолёта – спонсоры, парашюты – спонсоры. Сейчас гасим долги по налогам в пенсионный за 2008 – 2009 годы. В этом году аэроклуб частично освободили от земельного налога, в будущем – вряд ли. Нас обязывают выкупать землю аэродрома. При этом мы должны оформить аэродромовские здания на аэроклуб, заплатить половину госпошлины за оформление, а после этого и здание, и землю подарить Москве, в центральный совет ДОСААФ. И гадать, как там распорядятся... Вредительство в чистом виде. Если так дело пойдёт, похоже, и у нас другого выхода не будет – только организовать частный аэроклуб со своей дроп-зоной (зоной прыжков). Как в Подмосковье. Вы заметили, среди парашютистов на чемпионате почти не было москвичей? Потому что парашютный спорт в Москве умер. Остались только дроп-зоны для состоятельных людей. Если нас дожмут, мы останемся с площадкой для прыжков и самолётами. И тогда многочисленные «перворазники» останутся на плечах ДОСААФ, которое и призвано популяризировать массовые виды технического спорта. Только, судя по всему, это ДОСААФ не интересно. Нет, мы крылья не складываем. Будем работать.

На «задах» огромного аэродрома Южный ни сам Терехов, ни его команда в последние 25 лет не были ни разу. Эта земля практически не используется и аэроклубу не нужна, но и отказаться от неё нельзя – там сразу понастроят дворцов и замков, как на северной границе, где в нарушение всех правил безопасности полётов стоят коттеджи.

Вот такой расклад получается. И, как в воздухе, когда отказывает двигатель, у государства ещё есть время и возможность исправить критическую ситуацию. Но кто примет единственно правильное решение?

Читайте также
  • 03.08.2012 Парашюты в небе над РыбинскомСегодня на аэродроме Южный близ Рыбинска стартует 12-й чемпионат России по классическому парашютизму памяти рыбинской спортсменки, заслуженного мастера
  • 22.12.2011 Путёвка в небо Уходит в историю неумолимо движущийся к своему завершению 2011-й, объявленный в России Годом космонавтики. Экспонаты новой выставки поведают о многом.
  • 09.08.2008 Вопрос о земле для служителей небаВ небе над аэродромом Южный в Рыбинске в восьмой раз прошёл открытый чемпионат России по парашютному спорту на кубок памяти рыбинской парашютистки, двукратной
  • 23.11.2005 Летающий водолазРасщедрилась нынче осень, подарив рыбинским летчикам затяжной сезон. Пока не накатили дожди и метели, пока морозец не зачеканил взлетную полосу, аэродром
  • 10.03.2005 Крылатый новосел Небо над Рыбинском успешно обживает новый самолет городского аэроклуба – Як-18Т. Впервые за много лет пилоты клуба сели за штурвал этой модели, предназначенной
  • 16.08.2003 Небо – их родимый дом В понедельник Ярославский аэроклуб отметит юбилей – 70 лет со дня своего создания. За эти годы тысячи юношей и девушек получили здесь путевку в небо. Многие
Комментарии

nlv | 06.09.2011 в 12:43 | ответить0

Вот Александр Второй в Рыбинск вернется, он порядок-то наведет в разрушенном коммунистами парашютном спорте…
Я тут обратил внимание, как последнее время участились аварии с одним из самых надежных самолетов в истории мировой авиации АН-2, что у нас в России, что на Украине. Падают, прямо как осенние листья.Печально…

 

aluri | 15.09.2011 в 00:12 | ответить0

вообще-то иномарки не реже падают, откройте сайт межгосударственного авиационного комитета… а так есть такое понятие, как статистика, много летают, чаще аварии случаются.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают