вторник 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 31 октября 2008

Что за зверь такой – ЕГЭ?

нет фото

Первого января 2009 года в России вступает в силу закон о едином государственном экзамене. Если до этого времени в него не будут внесены существенные изменения, то уже летом ЕГЭ станет обязательным для всех выпускников.

автор Людмила ДИСКОВА

 

Нельзя сказать, чтобы эта новость была из разряда неожиданных, однако и педагоги, и преподаватели вузов, и многие родители нынешних старше-классников настолько неоднозначно относятся к ЕГЭ, что сомнения в том, что, начиная с будущего года, он будет действовать в полном объёме, остаются.

Ни для кого не секрет, что у ЕГЭ есть мощные противники, например, спикер Совета Федерации Сергей Миронов и ректор МГУ, председатель Союза ректоров России Виктор Садовничий. Они приводят разные аргументы, призывая не спешить с введением в действие закона. Миронов считает, что ЕГЭ «разрушает существующую систему образования», а Садовничий говорит, что тестирование не позволяет выявить «действительно талантливых и способных детей».

Насколько вообще объективен госэкзамен как способ проверки знаний ученика, и стоила ли реформа российского образования в том виде, в каком мы её получили, тех денег, что были на неё потрачены. Ведь не секрет, что только на «воплощение» ЕГЭ в жизнь с учётом расходов региональных бюджетов, по некоторым данным, уже потрачен без малого один миллиард (!) долларов. Поэтому вполне резонно задать вопрос, а стоит ли овчинка выделки?

ГДЕ Ж ВЫ ВИДЕЛИИНЖЕНЕРА НА «МЕРСЕДЕСЕ»?

Представители ярославских вузов подвергают критике как сам единый государственный экзамен, так и инициаторов его внедрения.

Проректор ЯГТУ Алексей Маланов считает, что в принципе как форма оценки знаний школьника ЕГЭ может быть и не плох, но объективным его результаты назвать никак нельзя.

– ЕГЭ ориентирует на односложные задачи, как правило, в одно действие, а не на знания. Нас же интересует студент, который умеет прослеживать логические цепочки и имеет за плечами солидную базу решения сложных задач, – говорит Алексей Геннадьевич. – За последние годы – мы отмечаем это по результатам входного контроля – уровень знаний абитуриентов значительно упал. Понятно, что винить во всём только школу не стоит. В целом в стране ситуация такая, что, кажется, меньше всего ей нужны сегодня грамотные специалисты. Да-да! А что вы так удивляетесь? Иначе как ещё можно объяснить тот факт, что в то время, как заводам нужны инженеры, вы-пускники школ дружно штурмуют факультеты, готовящие экономистов и юристов. Ребята смотрят телевизор и видят на экранах преуспевающих банкиров и адвокатов, разъезжающих на «Мерседесах». Вот вы по нашему ТВ видели, чтобы к заводу подъезжал на «Мерседесе» инженер?

Впрочем, дело не только в этом. Когда химическая отрасль была на подъёме, конкурс был солидный. Сегодня ситуация другая – конкурс ниже. Вот вам наглядная иллюстрация того, как положение в стране в целом влияет на школу – как на среднюю, так и на высшую. Конечно, можно и дальше копья ломать и спорить о том, плох ЕГЭ или хорош, но ведь не это сегодня главное: мы всё дискутируем о форме, а содержание менять не хотим.

Ректор Ярославского пед-университета Владимир Афанасьев начал с «достоинств» ЕГЭ:

– Все учащиеся измерены одной линейкой. Другое дело, что эта линейка, как правило, кривая. Что проверяет любой экзамен? Как математик я вам отвечу на этот вопрос просто – он проверяет в первую очередь логику испытуемого, умение учащегося рассуждать. Это для человека, стремящегося получить высшее образование, очень важно. Что проверяет ЕГЭ, мне непонятно, ну разве что правильный ли ответ на тот или иной вопрос дал ученик.

Когда в своё время я поступал на физмат, то решал одну и ту же задачу двумя разными способами. Конечно, преподаватели это оценили. А вот ЕГЭ такую возможность – показать, на что ты способен – полностью отвергает, – говорит Владимир Васильевич. – Может быть, моё утверждение прозвучит несколько парадоксально, но я считаю, что введение ЕГЭ снижает качество знаний учащихся. Ведь получается, что главное сегодня – научить ребёнка, чтобы он ответил на вопросы теста. Что скрывать, у нас уже появились «умельцы», которые оказывают детям такую услугу, конечно же, беря за свои «труды» хорошие деньги. И это страшно.

Что же до названной вами цифры в один миллиард долларов, которая была потрачена на кампанию по введению экзамена и разработку тестов для ЕГЭ, то она меня не удивляет. Просто я лично знаком с чиновником из профильного министерства, который как раз этой работой и занимался, так вот он официально декларировал свой годовой доход в один миллион долларов.

Декан лечебного факультета Ярославской медакадемии Александр Хохлов в беседе с корреспондентом сказал:

– Я уверен, что задумка была хорошая. Если бы всё удалось сделать, как планировали изначально, может быть, и не было бы таких ожесточенных споров. Что же касается уровня знаний современных выпускников, то он, как и всегда это было, у всех разный. В нашем вузе это просто заметнее, чем в других. Врачевание – такая профессия, которой нельзя научиться, не имея призвания. Так вот, те, кто к нам приходит по призванию, и учатся хорошо.

Добавлю ещё, что современные студенты очень отличаются от своих сверстников, которые учились пятнадцать – двадцать лет назад. Они более последовательны, логичны. Они не будут зубрить то, что можно найти, пролистав справочник или зайдя на сайт в Интернете. Наверное, это правильно. Преподавателям надо просто успевать за ними.

ЗАЧЕМ ФИЛОСОФУ КВАДРАТНЫЕ КОРНИ

Учителя средних школ, родители и сами дети к форме проверки знаний с помощью ЕГЭ предъявляют немало претензий.

Заслуженный учитель РФ, директор школы № 2, депутат муниципалитета Ярославля Лидия Семёнова считает:

– Математика вообще не тот предмет, который в обязательном порядке надо сдавать всем выпускникам.

У нас многие дети, узнав, что ЕГЭ станет обязательным с 2009 года, собрались после девятого класса поступать в техникумы и ПУ. Просто многим из них математику не сдать, но они ведь и не хотят идти учиться дальше в технические вузы. Я считаю, что многое не продумано с этим ЕГЭ. Даже сама организация экзамена, когда дети идут в другую школу, рассаживаются в незнакомом классе и рядом с ними нет ни одного родного лица.

Говорят, в нынешнем году двойки по ЕГЭ могли получить 25 процентов выпускников. Это значит, что им вместо аттестата о школьном образовании дали бы справку об окончании школы. Куда с нею пойдёшь? Только в дворники или ПУ, но далеко не во все. В следующем году, если закон о ЕГЭ вступит в силу, за бортом жизни может оказаться более 300 тысяч человек. Каково им будет?!

Учитель математики Татьяна Мазилова, соглашаясь с Лидией Павловной Семёновой, добавляет:

– Я уже пять лет готовлю ребят к экзамену по математике в форме ЕГЭ. Но честно вам скажу, сама я считаю, что проконтролировать объективно с его помощью уровень знаний учащихся невозможно. Во-первых, тесты далеко не равнозначны: какой-то сложнее, какой-то проще, а, во-вторых, задания в них либо очень простые, как в части А, либо неподъёмные, как в части С.

Арсений Сахаров, выпускник ярославской школы № 36, нынешний студент университета им. Демидова, сегодня вспоминает о том, как сам готовился и сдавал ЕГЭ:

– Конечно, попотеть пришлось изрядно, ведь надо было не просто сдать экзамены, а набрать максимальное количество баллов, чтобы поступить в вуз. Я занимался самостоятельно и посещал в университете подготовительные курсы по физике и русскому языку. Мои друзья тоже готовились к сдаче ЕГЭ, но многим родители наняли репетиторов, и это им очень помогло. Всё-таки индивидуальные занятия эффективнее групповых. Но всё равно главное, чтобы сам человек знал, чего он хочет, и стремился к достижению намеченной цели, без этого даже самый замечательный педагог вам не поможет.

Здесь можно бы поставить точку. Но не получится. И вот почему. Когда эксперимент с ЕГЭ только начинался, большие и очень важные персоны из Министерства образования обещали, что тестовый экзамен уравняет в правах на получение высшего образования сына дворника и сына олигарха. Кроме того, государственные мужи наперебой рассказывали, как изменится в ближайшие годы школа, как возрастёт её материальное благосостояние, она будет оснащена современной техникой, что позволит давать нашим детям не только хорошие знания, но и поможет им подготовиться к взрослой жизни, выбрать нужную профессию. А ещё говорили, что дипломы российских вузов будут иметь международный статус, а наша высшая школа благодаря тому, что в неё вливаются грамотные абитуриенты, сделает огромный шаг вперёд. Увы, на деле, как мы видим, всё оказалось иначе.

Сын дворника, конечно, может сдать ЕГЭ, если постарается, но вот набрать нужное количество баллов для поступления в престижный вуз без помощи репетиторов ему будет очень сложно.

Что же касается качества подготовки, то многие учителя откровенно признают, что не могут дать ребятам тот объём знаний, который им нужен, чтобы успешно пройти государ­ственное тестирование.

Эксперименту с ЕГЭ уже больше пяти лет. За это время рейтинг российских вузов даже понизился. Наши дипломы по-прежнему не признают в большинстве стран Америки и Европы. Но обиднее всего, что самые значительные научные открытия носят не наши имена.

Так во имя чего затевались реформы? Может быть, прежде чем экспериментировать с ЕГЭ и тратить на эти цели миллиард долларов, надо было потратить деньги на капитальный ремонт школ. Уверена, что этих средств вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить всех нуждающихся детей качественным питанием, и тогда их не мучили бы гастриты и колиты. Наконец, деньги можно было бы потратить на увеличение зарплаты учителям, потому что размер их нынешнего жалованья жить достойно не позволяет.

От кого же зависит, чтобы все эти благие пожелания воплотились в жизнь? Если честно, я не знаю. Но зато точно знаю, что нынешний министр образования и науки Фурсенко уже пообещал, что ЕГЭ будет реализован в том виде, как предусмотрено в законе. Никаких откатов назад не будет. Для меня, матери девочки-десятиклассницы, как это ни парадоксально, его заявление звучит даже обнадёживающе по причине самой простой: ещё одного эксперимента над своим ребёнком я не переживу. Думаю, большинство родителей старшеклассников со мной согласятся, ведь для того, чтобы нашим детям успешно сдать единые государственные экзамены, им уже сегодня приходится работать практически без перерыва по двенадцать часов в сутки. Будем надеяться, что «наш ратный труд не пропадёт».

Читайте также
  • 15.03.2012 Экзамены – штука полезная Президент РФ Дмитрий Медведев поддерживает идею введения системы экзаменов для госслужащих, а также испытательного срока для них.Об этом он заявил
  • 03.06.2011 Ни пуха ни пера! В школах области полным ходом идёт сдача единых государственных экзаменов.  
  • 30.06.2010 Без репетитора ЕГЭ не сдать? Сегодня в школах Ярославской области вчерашние школьники получат долгожданный образовательный документ – свидетельство о результатах ЕГЭ. Выпускники,
  • 26.05.2010 Каждый выпускник на вес золотаПраздник последнего звонка прошёл вчера в российских школах. Отзвенел он и для 5 400 выпускников 11-х классов дневных общеобразовательных учреждений Ярославской области.
  • 24.05.2008 Последний звонок в старейшей школеСегодня для четырнадцати одиннадцатиклассников средней школы села Курбы Ярославского района, так же, как и для сотен других выпускников Ярославской земли,
  • 09.06.2004 Без права пересдачи Вчера одиннадцатиклассники области сдавали единый государственный экзамен по математике. Ровно в 10 часов более 11 тысяч выпускников из 287 школ в 60 пунктах
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают