воскресенье 22

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 25 мая 2007

Последний звонок или первый звоночек?

Сегодня в школах Ярославля самый, может быть, грустный и в то же время светлый праздник. Последний звонок. Но для школы № 64 праздник все-таки больше печальный. Дело в том, что это учебное заведение закрывается. Накануне последнего звонка корреспонденты «Северного края» побывали в школе и узнали о причинах ее ликвидации.

автор Анатолий КОНОНЕЦ

 

О том, что шестьдесят четвертая школа выпускает последних своих учеников, в Ярославле было известно довольно давно. Еще в двухтысячном году, когда здесь не сумели укомплектовать первый класс нужным количеством детей (норматив – двадцать пять человек), управлением образования было принято решение вообще прекратить набор в это образовательное учреждение. Единственное послабление было сделано для тех детей, что уже учились – им было позволено получить среднее образование в родных стенах. И вот сегодня наступает момент, после которого «обратной дороги» не будет уже никогда. В школе, которой сегодня исполнился 71 год, звучит действительно последний звонок.

К этому, прямо говоря, печальному событию привели два особых обстоятельства. Одно из них – объективное. Двухтысячный год стал одним из самых «глубоких» в той «демографической яме», куда вся Россия угодила в начале девяностых. Как раз в 1992 – 1993 гг. рождаемость в нашей области была настолько низкой, что к моменту, когда появившиеся в то время малыши должны были пойти в школу, их просто не набралось в нужном количестве.

Но если другие школы выправили положение, то шестьдесят четвертой не повезло. Прежде всего – со статусом и географическим положением. И это второе обстоятельство – тоже демографическое, но уже, если так можно выразиться, «локальное». С одной стороны, школа была «центровой», расположенной в здании на пересечении Большой Октябрьской улицы и проспекта Толбухина. С другой – общеобразовательной. В центре же города с некоторых пор живут преимущественно обеспеченные люди, желающие для своих чад или углубленного изучения языков, или математики, или уж, на худой конец, гимназического статуса.

Как раз в двухтысячном в центре города резко возросло число состоятельных семей. Естественно, что школа с богатыми академическими традициями и высоким уровнем преподавания (но при этом – со скромным спортзалом и отнюдь не «навороченной» столовой) на фоне своих современных конкурентов смотрелась не особенно эффектно. И вполне логично «большие родители» отправляли своих детей учиться в находящиеся поблизости образовательные учреждения «с уклоном».

Городские власти сделали все возможное, чтобы закрытие школы не стало шоком для учащихся. Даже тех немногих детей, что не успели доучиться до одиннадцатого или девятого класса, коллектив управления образования уже сегодня готов устроить в аналогичные учреждения, максимально подходящие по образовательному профилю и месту жительства учеников. Сложнее с учителями.

По словам директора школы № 64 Алевтины Александровны Яковлевой, они еще не получили уведомлений об увольнении, поэтому говорить вроде бы не о чем. С другой стороны, подходящих вакансий в центре города практически нет – а работать в часе езды от дома... На город-ском транспорте больше проездишь, чем заработаешь при современной системе оплаты труда учителя.

В принципе, утрата одной школы – ситуация неприятная, но еще не трагическая. Другой вопрос, что за нею стоит. Это вообще – последствия стечения обстоятельств или некая «первая ласточка» будущих потрясений в сфере среднего образования? В свое время, например, упомянутая уже «демографическая яма» привела к тому, что начало стремительно сокращаться количество мест в детских садах. А сегодня, когда на смену поколению середины девяностых пришло поколение начала двухтысячных, устроить ребенка в детское учреждение ничуть не проще, чем в какой-нибудь Гарвард.

По словам специалистов управления образования Ярославля, спад количества учащегося народонаселения (особенно в десятых-одиннадцатых классах) будет продолжаться еще года четыре, и волей-неволей заставит реагировать уменьшением количества средних школ. Пока, слава богу, «под закрытие» никого не определили.

Что будет дальше – сказать сложно. Не только потому, что демографические прогнозы часто бывают еще более неточны, чем прогнозы погоды, но и потому, что сфера среднего образования сегодня находится в стадии реформирования. До чего дореформируются наши депутаты, сказать еще сложнее – их логику вообще ни один синоптик не поймет. Некоторые, например, «на полном серьезе» обсуждают введение двенадцатилетнего обязательного среднего образования. Если этим (и подобным им) планам суждено будет сбыться... Мы еще долго будем вспоминать, как мягко, аккуратно и практически без социального напряжения в Ярославле закрыли среднюю школу № 64.

Дай бог, чтобы сотрудники провинциального колледжа, в чье ведение переходит здание на пересечении Большой Октябрьской и проспекта Толбухина, позволили бы выпускникам и преподавателям школы собираться иногда вместе в родных стенах.

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают