четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 23 октября 2002

Правда о медведе

Ярослав Мудрый убил медведя вовсе не в назидание язычникам, которые не хотели покоряться ему, а просто ради забавы. Более того, эти самые язычники и пригласили князя, чтобы тот после пира «позабавился» с мишкой.

автор Денис БРУНКЕВИЧ.

 

Таково мнение историка Ю. Писаренко, статья которого «Неизвестная страница жизни Ярослава Мудрого» опубликована в одном из выпусков журнала «Ярославская старина». Эта точка зрения позволяет по-новому взглянуть на некоторые моменты основания нашего города. На сегодня существует несколько версий победы Ярослава Мудрого над медведем (медведицей). Вот как излагают это событие «Сказания о построении града Ярославля». В начале XI века на месте Ярославля рос дремучий лес. У впадения реки Которосли в Волгу в селении Медвежий угол жили люди, поклонявшиеся языческому богу Велесу. Они занимались скотоводством, охотой и рыбной ловлей, а при случае грабили проходившие мимо купеческие суда. Да и почему бы не пограбить? Разбой у многих племен считался не только прибыльным, но и весьма достойным занятием. Но мы отвлеклись. Однажды ростовский князь Ярослав, плывя со своей дружиной на ладьях по Волге, подвергся нападению. Он приказал усмирить разбойников, а, подумав, предложил жителям Медвежьего угла платить дань и креститься. Креститься аборигены отказались наотрез: как это отказаться от богов своих предков? Тогда князь решил уговорить их с помощью духовенства и прибыл в сопровождении миссионеров в Медвежий угол вдругорядь. Но язычники уже приготовились к такому повороту дела: они спустили «от клети люта зверя да псов», чтобы те «да растащут князя и сущих с ним». Однако в единоборстве Ярослав зарубил мишку секирой. Потрясенные убийством своего священного зверя, язычники покорились князю. Князь огляделся и спросил дружину: «Как называется эта река?» – «Волга». – «Я спросил про ту, которая слева». С тех пор река по левую руку от князя именуется Которосль. А на стрелке Ярослав заложил посад и дал ему свое имя. Но коренные жители Медвежьего угла и после этого жили обособленно, «необщаяся граду». Более или менее достоверные источники – летописи ничего не говорят об основании Ярославля, и событие нашло свое отражение только в старинных легендах и сказаниях, которые были записаны в конце XVIII – первой половине XIX веков. Некоторые сказания являются чисто литературными произведениями, сочиненными в более позднее время. Научный анализ всех текстов, исследование археологических, этнографических источников позволяют нам выявить исторические реалии. В «Повествовании» П. Львова, опубликованном в 1820 году, изложена романтическая история об отшельнике, живущем у впадения Которосли в Волгу. Он узнает о бедствиях местных жителей: «Лютый зверь ежедневно губит не только животных, на пажитиях пасомых, но близ самых жилищ терзает людей». Жители верят, что это языческий бог Велес, мстя за принятие христианства, «послал им в казнь медведя страшного». Затем отшельник узнает, что свирепый медведь убит князем Ярославом, специально прибывшим из Ростова для борьбы со зверем. В честь этого события и был заложен город, названный Ярославлем. У Ленивцева в «Описании построения города Ярославля»(1827 г.) дана другая версия: Ярослав, будучи князем Ростовским, охотился в устье Которосли и там «встретился с превеликою медведицей, с которой вступя в бой убил ее сам один». Место ему понравилось, и вскоре он снова прибыл сюда с мастерами и «заложил город рубленною стеною, назвав в свое имя – Ярославль». Тогда же князь дал новому городу герб: изображение медведя, стоящего на задних лапах с секирой на плечах. Кстати, о гербе. Ярославский герб – один из самых старых геральдических знаков русских городов. Наиболее ранние его изображения встречаются на «тарелке» царя Алексея Михайловича (середина XVII века) и в «Большой государственной книге» (1672 г.). Герб изображает медведя с трезубцем на плече. Историки полагают, что возникновение самой эмблемы (трезубец – родовой знак Рюриковичей) может быть отнесено к первым столетиям существования феодального Ярославля. Позднее, в XVIII веке, трезубец был заменен в гербе города боевым топором-секирой. А теперь давайте представим другую картину: на золотом фоне стоит Ярослав Мудрый в княжеском одеянии, у его ног или под его ногой лежит убитый медведь с воткнутой в него секирой. Ну чем не герб Ярославля! Да и по смыслу к легенде как раз подходит. Ведь на гербе Москвы изображен святой Георгий Победоносец на коне, который поражает золотым копьем черного змия, а вовсе не змий с копьем в лапах. Поэтому некоторые специалисты считают, что изобразить нужно не медведя с секирой, а Ярослава, победившего секирой медведя. Но, видимо, что было нужней для пользы губернии, то и поставили. А версии об убийстве медведя Ярославом в назидание язычникам остаются всего лишь версиями, причем с явным антиязыческим контекстом: в это время шла христианизация Руси. Но почему бы не принять иную точку зрения: поединок Ярослава с медведем очень похож на медвежий праздник, хорошо известный в этнографии ряда охотничьих народов, таких, как айны или гиляки. Там с медведем ради забавы и на потеху боролись, желая показать свою удаль и завоевать авторитет. В «Сказании о построении града Ярославля» можно отметить элементы такого праздника: медведя выпустили «из клети», как будто специально готовили к празднику, а про псов, выпущенных на князя вместе с мишкой, еще не забыли? В те времена бытовало убеждение, что собаки непременно должны сопровождать медведя в его загробном пути, а через год они должны «возвращаться» к своему хозяину в медвежьем облике. Ну и, наконец, не покажется ли странным, что племя предпочло спустить медведя и псов, чтобы те «растащили» князя и его людей, а не воевать с Ярославом? В Медвежьем углу жили язычники, но неглупые люди, удачливые разбойники, которые в тактике ведения сражений, конечно же, разбирались. А почему «Сказание...» описывает все так, а не иначе, доказать несложно. Видный советский исследователь Н. Воронин привел серьезные соображения в пользу того, что текст составлен ростовским архиепископом Самуилом Миславским, основной задачей которого было насаждение христианства. Такие источники историки называют тенденциозными, т. е. факты в них подстраиваются под определенную концепцию автора, «ненужные» умалчиваются или искажаются, добавляются придуманные самим автором в целях создания нужного образа. Вот и все. Похоже, легенда об отважном справедливом Ярославе просто легенда.

Читайте также
  • 04.03.2012 Памяти святого благоверного князя ЯрославаСегодня в 8 часов утра в Ярославле состоялся крестный ход в память об основателе города святом благоверном князе Ярославе Мудром. Глава Ярославской епархии
  • 02.03.2012 Уроки истории даёт Ярослав Мудрый «Государство тем защищённее, чем выше культура и образованность его народа. Библиотека – место, где люди познают мир и себя. Силы и удачи вам в вашей миссии».
  • 05.03.2011 Уроки Ярослава Мудрого Сегодня день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Согласно летописям, земная стезя легендарного основателя Ярославля, воина, дипломата,
  • 10.09.2010 Песня о Ярославле Россия ещё не умолкла, И колокол грозен, как встарь. Года пролетают над Волгой, Не старят они Ярославль. Ах, ты, русская земля, шум дубрав.
  • 05.03.2010 Наследие Ярослава МудрогоСегодня Православная церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого, основателя Ярославля. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл
  • 07.03.2009 Почтят память князя Ярослава МудрогоВ воскресенье, 8 марта, в Ярославской епархии почтят память благоверного князя Ярослава Мудрого. В церкви Богоявления по этому поводу состоится молебен,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Лишних просят удалитьсяВыборы мэра Рыбинска-2006, без сомнения, станут историческим событием, причем не только на областном,
  • Еще одна попытка выбрать властьРыбинская территориальная избирательная комиссия завершила прием уведомлений от тех, кто намерен участвовать
  • Народ упорно хочет На этой неделе в «ящике» много шумели. Кричал друг на друга у Киры Прошутинской народ, который «хочет