– Я не считаю себя виновным и уходить в отставку не собираюсь, – сказал Анатолий Лисицын. – Я и мои адвокаты уверены, что обвинения абсурд-ны и будут опровергнуты в суде, где я дам все показания. У меня нет претензий к следователям – они выполняют свою работу и действуют как им положено. Но если в России нет более громких уголовных дел, которые должна расследовать генпрокуратура, что ж, пусть они работают в Ярославле.
Пока следствие не предъявило главе региона новых обвинений, а старые он считает просто нелепыми. По его мнению, указание на то, что он виноват в неисполнении закона «О ветеранах», выглядит абсурдно, потому что нигде в России до сих пор он не выполняется в полном объеме и каждый регион финансировал его по мере своих возможностей.
– Другие эпизоды обвинения выглядят еще более странно, – заявил Анатолий Лисицын. – По мнению следствия, я совершал преступление каждый раз, когда оказывал из областного бюджета финансовую помощь федеральным структурам, которые находятся на территории Ярославской области. Конечно, я мог всем сказать: это не наше дело, идите и просите у Правительства России. Мне проще всего было спрятаться за закон, когда нужно было снаряжать ярославских милиционеров для прохождения службы в Чечне. Но мы на областные средства закупили амуницию, приобрели шесть специальных бронированных автомобилей УАЗ, один из которых при подрыве на фугасе спас жизни ребятам. А мне говорят, что я действовал исходя из ложно понятых интересов службы.
Губернатор напомнил: главным пунктом обвинения является довод следствия, что он нанес области ущерб в 1,5 млрд. рублей, когда три года назад не наложил вето на принятый облдумой закон «О стимулировании экономического развития Ярославской области». По словам Анатолия Лисицына, этот нормативный акт полностью соответствует дей-ствующему законодательству, что подтвердили многочисленные проверки со стороны КРУ, Счетной палаты, инспекций ЦФО, Министерства юстиции.
Анатолий Лисицын считает, что Генеральная прокуратура России проявила внимание к нему по инициативе политических противников и конкурентов.
– Здесь есть элемент заказных ложных материалов, которые были кем-то вброшены в прокуратуру. Они решили таким образом разыграть ситуацию, когда у нас появились определенные разногласия с администрацией Президента РФ. Но мы эти вопросы урегулировали в обычном порядке, у меня нет никаких подозрений в отношении администрации президента. Поскольку за четыре месяца следствия ничего конкретного и реального мне предъявить не могут, я думаю, что это уголовное дело имеет заказной характер и ведется по ложно предъявленным документам. Я уверен, что мы узнаем первопричину того, откуда это все пошло, – считает Анатолий Лисицын.
Сейчас главу региона больше не беспокоят допросами, а генеральная прокуратура даже разрешила ему выезд в Германию в составе официальной делегации Ярославской области. Но он не поехал, поскольку посчитал, что не может представлять регион и Россию, будучи обвиненным в совершении уголовного преступления.
– Абсолютно все обвинения в мой адрес опровергнуты, и сейчас возникла «немая сцена», которая продолжается уже на протяжении трех месяцев, – сообщил Анатолий Лисицын. – Меня спрашивают: как вы себя чувствуете? Как может чув-ствовать себя невиновный человек, когда ему на шею надели петлю, под ноги поставили табурет и рядом нет никого, кто бы либо снял петлю с шеи, либо выбил табурет из-под ног... У меня хватит сил и характера, чтобы пережить эти трудные времена, я чувствую поддержку населения. Здоровье у меня в порядке.
Губернатор сообщил, что в сложившейся ситуации пока не намерен апеллировать к Президенту России, назвав это «последним доводом королей». Однако он написал ему письмо, в котором просит о встрече.
– Меня в данной ситуации беспокоит продолжительность уголовного преследования, потому что это уже наносит вред экономике области и инвестиционной привлекательности региона. Некоторые инвесторы замерли в ожидании, их тревожит эта непонятная ситуация, – сказал глава региона.
На пресс-конференции Анатолий Лисицын выступил за необходимость переназначения избранных глав регионов в течение 2005 года и свободные выборы по одномандатным округам в Совет Федерации в декабре 2004-го. Только так, по его мнению, можно быстро выстроить вертикаль исполнительной власти. В противном случае в России на четыре года сохранится неравномерная региональная система власти.
– Избранные губернаторы будут работать до 2009 года с прежними полномочиями. А назначенные станут реальными представителями президента и будут координировать работу федеральных структур. На особом положении останутся и главы республик, которые всегда по факту пользовались большими возможностями и полномочиями по сравнению с губернаторами, – уверен Анатолий Лисицын.
Сам губернатор готов написать заявление Президенту РФ о сложении полномочий для переназначения.
– Я считаю, что президент при выборе кандидатов на пост глав регионов будет учитывать мнение населения, позицию региональных законодателей и социально-экономическую ситуацию на этой территории, – заявил Анатолий Лисицын. – По всем этим параметрам у меня есть аргументы, чтобы доработать свой срок, на который меня избрали. У меня большой кредит доверия населения, что показали выборы в 2003 году, область по многим социально-экономическим показателям, в частности, по уровню средней зарплаты и темпам роста объемов производства находится на третьем месте в Центральной России после Москвы и Московской области. Поэтому я убежден, что президент данные факторы обязательно будет учитывать, и за себя лично в данном случае не боюсь.