пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 24 апреля 2007

Меж двух колес – на двух педалях

В прошлый раз (в номере за 10 апреля) мы выбирали велосипед, который бы стоил не больше пятнадцати тысяч рублей при достойном качестве. А выбрали, в принципе, только раму. Дело это хорошее, но на одной раме далеко не уедешь. Нужны, как минимум, колеса, педали, руль, седло, цепь, тормоза, переключатели передач, сами передачи (в простонародье – «звездочки»)... В общем, ничего себе списочек получается. С чего бы начать? А, вот – с колес! Поначалу, когда цепную передачу еще не изобрели, велосипеды в основном только из одного колеса и состояли. Сегодня их два. Поехали?

автор Анатолий КОНОНЕЦ

 

Ноктюрн на арфе

Колесо хорошего велосипеда подобно окну благоустроенной квартиры... Оно, во­первых, большое, во­вторых – многокамерное. С величиной при выборе могут быть определенные проблемы. Дело в том, что стандарт колес большинства современных горных и кроссовых велосипедов – 26 дюймов. Этот размер обеспечивает оптимальную управляемость в «сложных метеоусловиях» – например, на спуске по каменистой осыпи. Однако в реальной жизни на высоких передачах тяжеловато будет (особенно с непривычки) с такими колесами крутить педали, а на низких возникнет дефицит скорости.

У двадцати восьми дюймов есть свое серьезное преимущество: этот размер был и остается де­факто стандартом резины всех советских дорожных велосипедов. Что особенно важно велотуристам: в любом сельпо можно купить камеру и покрышку данного стандарта и худо­бедно доехать до благ цивилизации. Если же подобные колеса отсутствуют как класс, нужно хотя бы озаботиться вопросом о принципиальной возможности установить их на покупаемый велосипед в дальнейшем.

Теперь о том, что касается многокамерности. Современные колеса в разрезе выглядят как стеклопакет на рекламных модулях. Дополнительные перемычки в них необходимы, чтобы развести места выхода спиц с той областью, на которую приходится внутренняя часть камеры. Спицы, натягиваясь, обеспечивают колесу не только прочность, но и геометрию. Умение правильно натянуть спицы ставит велосипедиста на уровень настройщика роялей в среде музыкантов. А само правильно натянутое колесо звучит как арфа.

Для велотуристов и тех оригиналов, что собираются возить с дачи урожай, особенно важным критерием является наличие пистонов, через которые спицы крепятся к ободу. За счет них нагрузка распределяется на обод гораздо равномернее, и он держит даже сильное натяжение.

Наружная грань колес большинства велосипедов – еще и деталь тормозного барабана (к ним прижимаются тормозные колодки). Поэтому важна их технологичность. Лучше, если обода колес изготавливаются методом фрезерования – что дает наибольшую «чистоту» поверхности. Для дисковых тормозов сие, впрочем, несущественно.

Уж коль скоро речь зашла о даче – многих неопытных пользователей особо привлекает наличие в современных велосипедах большого количества амортизаторов. Между тем, нужно все это изобилие, по большому счету, только велосипедам для даунхилла и кросса. Максимум, что нужно дачнику – амортизатор переднего колеса. И то – если по пути на дачу из тропинки торчит множество камней и корней.

Купивши раму – не бойся SRAM’у

Волнительная тема переключателей передач и тормозов занимает столь огромное место в специализированной литературе и многочисленных велофорумах, что нет никакого смысла посвящать ей газетную площадь. Упомянем о двух системах, которые в последние несколько лет стали фактическим стандартом оборудования: тормозов, блоков передач, переключателей и манеток (и нечего ржать – над автомобильным рычагом переключения передач, небось, не смеетесь, хотя форма у него самая характерная, а функция та же – управлять изменением крутящего момента). Делаются они под лейблом Shimano или SRAM. Беда в том, что Shimano, как всякую хорошо раскрученную марку, подделывают все кому не лень (недавно в одной из широко разрекламированных велоточек города довелось видеть велосипед ценою в пять триста с тормозами и прочим добром означенной фирмы – три ха­ха). SRAM встречается гораздо реже, но практически всегда является «фирменным», оригинальным. Еще бы – с таким­то названием.

«Рога» – рулят!

Руль (наряду с седлом) является самым «узким местом» современного велосипеда. Ибо именно он через переднюю вилку и колесо обеспечивает такую важную штуку, как посадка. Раньше рули были проще, выдвигались из вилки дальше и... отказывали чаще (с последствиями самыми непредсказуемыми).

Сегодня руль – одна из самых надежных деталей велосипеда, что достигнуто ценой отказа от многих прежних удобств. Вынос руля колеблется в пределах 5 – 15 мм, что при наличии достаточно длинной рамы обеспечивает велосипедисту посадку гонщика (тело параллельно земле). Не всякому такой вариант сразу же придется по нраву.

Многие велосипеды комплектуются так называемыми «рогами» – приставками к рулю, на которые гонщик опирается, когда едет без педалирования (со спуска, например). Вообще, они­то как раз и предназначены для того, чтобы сидеть низко, но если их покрутить, то можно будет устроиться комфортно, как на когдатошнем дорожном «Урале». Или еще вариант – освоить, наконец, «правильную» посадку, в которой не просто быстро ездят, а просто­таки низко летят.

Опять скрипит потертое...

Ага... Мало кто знает, сколько народу отвернуло это самое место от велосипеда. Ну, не расположиться с комфортом на пятачке, где пяткой­то с комфортом не встанешь... Однако метод есть: выступы на седле должны приходиться точно на седалищные бугры, которые являют собою не что иное, как проекции тазовых костей на кожу… Ну, в общем, того места, на которое они проецируются. Теперь нужно эти самые места найти и расстояние меж ними измерить. Чтобы не заставлять близких людей прилаживаться с рулеткой к не столь отдаленным местам будущего гонщика, велосипедисты придумали великолепный метод нащупывания седалищных бугров самостоятельно. Он прост, как все гениально­российское. Берется глубокий таз, до верху наполнятся рыхлым песком, затем будущий велосипедист садится туда всем... телом. Две самые глубокие вмятины, оставленные им, и будут являться теми самыми точками, между которыми нужно измерять расстояние.

На педаль – и вдаль

В части педалей начинающему и даже продолжающему байкеру нужно придерживаться принципов незабвенного героя Салтыкова­Щедрина градоначальника Прыща. Новых законов он не понимал­с. Не понимал даже, зачем их следует понимать­с. Так и с педалями. Туклипсы всякие и прочие «прибамбасы», закрепляющие стопу на педали, конечно, увеличивают КПД велосипедиста, но... не все ж ехать, приходится иной раз и падать. А падать кувырком с велосипеда отнюдь не то же самое, что падать кувырком ВМЕСТЕ с велосипедом.

Педали требуют особого ухода, поскольку одна из них левая, а другая – правая. Думаете, банальность? Отнюдь, как сказал однажды автор сих строк, когда у его велосипеда на полном ходу начала отвинчиваться педаль. Угадайте, какая, если учесть, что ось одной в штатном режиме закручивается в гнездо шатуна, а другой – выкручивается? И что будет, если выкручивающаяся будет проворачиваться на собственной оси со значительным усилием?

Какой бы велосипед вы ни купили, не забывайте, что велосипедист – участник дорожного движения. Поэтому вместе с агрегатом обязательно приобретите правила дорожного движения и внимательно их проштудируйте. И только после этого можно выезжать за пределы двора.

Между строчек – только точки

Теперь, когда конструкция велосипеда более или менее прояснилась, займемся выбором ярославских торговых точек, где его можно купить. Увы, антимонопольный комитет запрещает прямое указание адресов магазинов и их телефонов, если это не реклама. Наш материал не рекламный, потому всяк читатель, еще не утративший навыка чтения между строк, волен сам угадывать, о чем идет речь.

На нас же наибольшее впечатление произвел магазин с наименьшим (!) выбором. Всего­то десять моделей, но практически все укладываются в каждый из перечисленных нами выше критериев, не выходя при этом из пределов обозначенной цены. Просто хочется петь интернационал: пролетарии всех стран собрались и забабахали велосипед «Трек», на который просто сел – и враз поехал.

Правда, выбор защитных аксессуаров, прямо скажем, не широк, да и запчастями магазин не торгует... Но если спорт чувствительно ударил в область черепной коробки, учтите, что на все велосипедные рамы здесь установлена пожизненная гарантия. Каждому покупателю выдается инструкция на чистом русском языке по уходу за велосипедом и его настройкой.

В другой магазин, широко разрекламированный, народ ломится, как на пожар. И действительно, выбор велосипедов поражает воображение. Единственное «но» – на каждом ценнике надпись: «Сделано в Китае» (а куда еще можно приехать, двигаясь от центра города в самом юго­восточном направлении?) Зато и цены – самые демократичные. Есть возможность поддержать отечественного производителя, чье творчество представлено несколькими гибридами дорожника и шоссейника. Имеются и велошлемы по весьма сходной цене.

Самый большой выбор – в недавно открывшемся московском представительстве транснациональной сети спортивных магазинов, да продлит трижды Аллах сроки действия их скидок и гарантий. Здесь есть все – от детских четырехколесников до супер­гипер­пуппер даунхиллов. Огромный выбор запчастей! Майки, шлемы, перчатки... Как минимум, три бренда мирового уровня: Corratec, GT, Jamis...

Правда, средняя цена «железного коня» – в районе 20 тыс. рублей. В свободно раздаваемых каталогах обозначена и высшая ее планка – 77 тысяч. Может, вместо велосипеда лучше подержанную «четверку» за ту же сумму? Еще останется обмыть...

Больше всего велосипедов продают, естественно, два главных бойца на рынке спорттоваров. Один назван по имени антигероя «Звездных войн», второй – в честь одноименного тренажера. И там, и там наиболее приемлемый выбор – болгарские велосипеды. Только не нужно «вестись» на низкие цены – по отзывам, рамы у дешевых велосипедов на редкость низкого качества, да и вообще, где вы видели болгар, которые до сих пор рис палочками едят? Зато около одного из таких магазинов личным наблюдением было установлено два шоссейника – один попроще, второй – за две цены, обозначенные нами в начале материала – но так хорош... Эх, прокачусь!

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают