– У него формочки есть для песочницы специальные, – рассказывает она. – Вот он и лепит из песка платформу, делает насыпь, укладывает рельсы... Объясняет при этом: «Вот это Филино, сейчас я отсюда в Данилов поеду...». Хоть и малыш, а уже знает наши маршруты Северной железной дороги.
Ничего удивительного тут нет – внук растет в семье железнодорожников. В такой же семье росла и сама Елена Петровна. Еще дедушка ее работал в депо и бабушка тоже на железной дороге. Отец был машинистом сначала паровоза, позднее электровоза, мама работала в кассах. И тетя – мамина сестра – работала машинистом, а женщина-машинист – вообще-то очень большая редкость. Поэтому тетин портрет сейчас висит в музее в Доме культуры железнодорожников.
Так что выбор самой Елены Королевой был предопределен – 32 года назад молодой девушкой пришла она работать в кассы предварительной продажи билетов, что на улице Угличской в Ярославле. Замуж вышла за машиниста. Теперь и сын их на электровозоремонтном заводе, и дочь, опять-таки по семейной традиции, в кассе на Ярославле-Главном, и внучка поступает в железнодорожное училище. Словом, пятое поколение династии пошло.
– За те десятилетия, что я работаю, изменилось, конечно, многое, – рассказывает Елена Петровна. – Раньше ведь мы запрашивали пассажирские места у диспетчера по телетайпу через Москву. Этих телетайпных лент были целые вороха, и хотя касса открывалась в 8 утра, мы приходили на работу значительно раньше, чтобы успеть все эти ленты разобрать и разметить. А пассажирам какие приходилось выстаивать очереди! Особенно в летний сезон. Некоторые по два-три дня в кассах дежурили, только чтобы уехать. Теперь же повсеместно внедрена автоматизированная система «Экспресс», которая заметно облегчила жизнь и кассирам, и пассажирам.
– Сейчас, наверное, люди и ездить меньше стали? Все-таки билеты дорогие...
– Нет, не меньше. Вот в середине 90-х, когда на большин-стве предприятий, да и в бюджетной сфере тоже, людям подолгу задерживали зарплату, действительно ездили заметно меньше. Но сейчас, мне кажется, поток пассажиров снова вырос до прежнего уровня. Отдыхать ведь всем хочется. И в нынешнем году в нашем распоряжении стало заметно больше составов, отправляющихся в южном направлении.
За 32 года на СЖД Елена Петровна поработала и председателем профкома, и секретарем парторганизации, и заместителем начальника вокзала. Предлагали и должность начальника вокзала...
– Но я отказалась. Все-таки люди предпенсионного возраста должны уже уступать дорогу молодым, – посчитала она. – А я лучше тут, на станции Филино, посижу.
Забот, однако, хватает и здесь. Старший билетный кассир координирует работу кассиров на семи небольших станциях – Лом, Молот, Полянки, Филино, Приволжье, Чебаково и Ваулово – проверяет правильность отчетов, нумерацию билетов, сумму выручки, запасы билетов. Ей же приходят телеграммы об отмене или наоборот, назначении новых рейсов. Информацию об этом надо своевременно довести до пассажиров. Льготы опять-таки то отменяются, то назначаются новые, и тоже надо и пассажиров, и кассиров проинформировать. А время от времени старший кассир сам садится за кассу, когда надо подменить кассира или наплыв пассажиров необычно большой. Ведь все должно работать без сбоев.
Елена Петровна и старается сбоев не допускать. Молодые кассиры, работающие под ее началом, говорят, что она за свою жизнь собрала, наверное, в своей коллекции все почетные грамоты, какие только можно.