четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 26 октября 2011

Мы дарим самолётам небо

20 октября своё 95-летие отпраздновало научно-производственное объединение «Сатурн»

Завод, построенный в 1916 году для производства автомобильных двигателей, вскоре был передан авиатресту и уже с 1928 года начал серийный выпуск первых двигателей для военной и гражданской авиации, а также их модификаций для танков и торпедных катеров. За 95 лет истории предприятием спроектированы десятки и серийно выпущены тысячи авиационных двигателей для истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолётов и пассажирских лайнеров. Это первый отечественный турбореактивный двигатель и последовавшая за ним гамма двигателей для боевых самолётов знаменитой во всём мире марки Су. Это двигатели серии Д-30 для пассажирской и военно-транспортной авиации – самолётов Ту-154М, Ил-62, Ил-76, до сих пор составляющие основу экономики предприятия. Это первый в практике нашей страны новый двигатель для учебно-тренировочного самолёта, созданный по заказу иностранного государства. Это и двигатели для всех современных новинок отечественного авиа­прома – гражданского самолёта «Сухой СуперДжет100», истребителей Су-35 и ПАК ФА.

 

автор Александра ПАРМЁНОВА

 

Главные события последнего времени для «Сатурна», как и для всего российского авиапрома, – европейская сертификация и запуск в серию двигателя SaM146 для самолёта «Сухой СуперДжет100». Завод мощно движется по пути масштабной модернизации технологий производства и управления, меняясь до неузнаваемости. В день своего 95-летия «Сатурн» сдал в эксплуатацию три новых производственных объекта и заложил первый камень в фундамент нового заводского корпуса.

Ту заводскую проходную…

Для участия в большом торжестве в Рыбинск приехали руководители отрасли и деловые парт­нёры, коллеги из Москвы, многих городов России, дальнего и ближнего зарубежья. Среди них – представители государственной корпорации «Ростехнологии», ОАО «ОПК «Оборонпром», ОАО «Управляющая компания «Объединённая двигателестроительная корпорация», департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ, руководители российских предприятий, входящих в состав ОДК, а также французской компании «Snecma», Groupe «SAFRAN».

Завод начинается с проходной. Вот и в этот день праздник стартовал именно отсюда, с площади у центральных заводских проходных (верхний снимок), где только что завершена рекон­струкция с использованием самых современных технологий. Здесь поставлено новое оборудование, создана целостная, невидимая глазу инфраструктура с уникальными системами контроля, видеонаблюдения, с электронной системой фиксирования времени нахождения каждого работника на предприятии. Она позволяет пропускать через турникеты десятки человек в минуту и обеспечивает комфортные условия для работы персонала.

И что удивительно – открывая стеклянные двери, словно попадаешь в новейшую историю предприятия, но и сегодня в ней – любимая мелодия про «завод­скую проходную», на обновлённом фасаде – четыре ордена, которыми завод награждён ещё в советские времена, и неизменная Доска почёта, на которой сегодня – 50 фотографий лучших заводчан, большинство из которых посвятили родному предприятию полвека. И всем этим «Сатурн» дорожит, как в хорошей династии – памятью о родителях, дедах и прадедах, без оглядки на политические пристрастия.

Перед тем, как разрезать первую в этот день красную ленточку, свои поздравления адресовали большому коллективу «Сатурна» его управляющий директор Илья Фёдоров, заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии» Дмитрий Шугаев, генеральный директор ОПК «Оборонпром» – генеральный директор УК «ОДК» Андрей Реус, заместитель председателя фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ Андрей Кокошин, глава города Рыбинска, многие годы работавший генеральным директором НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин.

Как создавался «Сатурн»

Юрий Ласточкин был избран генеральным директором ОАО «Рыбинские моторы» осенью 1997 г. и руководил предприятием до 2009 года. В 1997 г. к заводу было присоединено РКБМ, а в 1998-м приобретён имущественный комплекс ОАО «Волжский машиностроительный завод» (ныне ОАО «Сатурн – Газовые турбины»). Начало созданию ОАО «НПО «Сатурн» в 2001 году положило объединение предприятия с ОАО «А.Люлька-Сатурн». В это время оба предприятия активно работают по разработке и налаживанию серийного производства военного двигателя пятого поколения. В апреле 2003 г. было принято решение об установке двигателя SaM146 разработки НПО «Сатурн» совместно с французской компанией Snecma на российский региональный самолёт АХК «Сухой» RRJ (ныне SSJ100).

С 2006 г. планомерно идут реконструкция и техническое переоснащение цехов, строитель­ство новых испытательных стендов и переоборудование старых под разрабатываемые двигатели АЛ-55, Д-30КП «Бурлак»… В 2006 г. был собран первый двигатель SaM146 и доставлен на испытательный стенд. А спустя два года самолёт SSJ100 совершил свой первый испытательный полёт с сатурновскими двигателями.

Мировой экономический кризис внёс свои коррективы в работу «Сатурна». Сложная ситуация в стране заставила государство вновь взять под свой контроль основополагающие отрасли в отечественной промышленности. В 2009 г. на «Сатурн» приезжает премьер-министр РФ Владимир Путин. Было принято решение о вхождении предприятия в состав Объединённой двигателестроительной корпорации – стопроцент­ной специализированной дочерней компании «ОБОРОНПРОМ». Управляющим директором «Сатурна» был назначен Илья Фёдоров, который сумел вывести предприятие из кризиса. И это высоко оценил премьер-министр Владимир Путин, который в июне 2010 года вновь прибыл на «Сатурн» с рабочим визитом, чтобы проверить состояние дел. В то же время «Сатурн» первым из отечественных предприятий получил международный сертификат типа EASA на двигатель SaM146.

В 2011-м начались коммерческие поставки двигателя SaM146 и эксплуатация самолёта SSJ100 авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Армавиа». В этом же году на международной авиакосмической выставке «МАКС-2011» двигатели НПО «Сатурн» подняли в небо три новейших российских самолёта: истребители Су-35 и Т-50 и гражданский самолёт SSJ100.

Разница – в динамике преобразований

Перевооружение компании с освоением новых прорывных технологий – основной путь, с помощью которого предприятие решает вопрос своей конкуренто­способности. Задачи просты и едины для всех игроков на промышленном рынке – оптимизация инвестиций на закупку нового современного оборудования, сокращение издержек и повышения прибыли предприятия. Разница – в динамике преобразований. На «Сатурне» эта динамика чрезвычайно интенсивна. За последние два года после рекон­струкции введены в строй механосборочный корпус, сборочный корпус по промышленным и морским газотурбинным двигателям (ГТД), специализированный цех, где локализирована механообработка деталей для двигателя SaM146. Прошло модернизацию литейное производство рабочих лопаток турбины. Выполнен капитальный ремонт и произведено оснащение сборочного цеха для сборки двигателей SaM146, который рассчитан на выпуск 10 – 15 двигателей в месяц! Завершаются строительные работы по реконструкции корпуса, где разместится специализированное ремонтное производство двигателя SaM146.

Готовясь к серийному производству новых авиадвигателей, к аттестации процессов производства по международным стандартам, завод серьёзно взялся за модернизацию производственных участков, чьё оборудование морально и физически устарело. В их числе – цех гальванопокрытий. Было принято решение о закупке и размещении в дей­ствующем цехе пяти комплекс­ных гальванических линий. Чешская компания «Aquacomp Hard», которая является одной из ведущих европейских фирм по проектированию и изготовлению гальванического оборудования, выполняет монтаж пяти автоматических линий, которые в огромном цехе пока соседствуют с уже устаревшими, но ещё действующими старыми линиями. И этот контраст поразителен, хотя химические процессы – те же самые. Но настоящая революция – в управлении процессами создания гальванических покрытий, которые полностью автоматизированы, а потому исключается влияние человеческого фактора и обеспечивается стабильность технологических режимов. А это уже другое качество продукции. И, что особенно важно – другие условия для работающих здесь людей. Существенно снижается доля ручного труда и воздей­ствие вредных факторов, более чем в два раза уменьшается количество сточных вод, а степень очистки воздушных выбросов будет доведена до 99,5 процента. Значительное преимущество – резкое снижение затрат на текущий и капитальный ремонт оборудования.

А в день рождения «Сатурна» гости разрезали красную ленточку перед новой линией анодирования, которая уже работает. До середины декабря будут пущены в эксплуатацию ещё четыре новые линии, а в 2012-м демонтируются старые.

И снова команда «По коням!». Автобусы везут гостей к корпусу, где производятся компрессорные лопатки. Здесь наш «гид» – главный инженер «Сатурна» Владимир Стогов – показывает заново созданный участок электрохимической обработки лопаток, который в дальнейшем разовьётся в специализированное производственное подразделение с замкнутым циклом производства. Это направление сформировалось на «Сатурне» в последние десятилетия. Было спроектировано и изготовлено оборудование, позволяющее за одну установку детали сформировать все элементы пера лопатки. Разработаны другие процессы, обеспечивающие изготовление деталей с высокой степенью точности. Сегодня «Сатурн» – единственное в России предприятие, владеющее такой технологией в промышленных масштабах, способное проектировать и изготавливать спецоборудование. «Сатурн» обеспечивает собственные потребности, а в перспективе – и других предприятий Объединённой двигателе­строительной корпорации. Начало всему – сильный кадровый состав технологов, конструкторов технологической оснастки, программистов, наладчиков электрохимических установок и станков с ЧПУ, владеющих специфическими знаниями и навыками.

Здесь будет корпус заложен…

Перед нами – огромное чистое поле на одной из заводских территорий. Через несколько минут здесь будет заложен первый камень в фундаментный блок будущего современного литейного корпуса площадью 20 тысяч квадратных метров стоимостью строительства в три с лишним миллиарда рублей. «Это освоение новых процессов литья на оборудовании фирм «Кливленд Тулинг», «ALD», это прорыв в производительности труда, уход от трудоёмких дорогостоящих механообрабатывающих технологий. Это будет корпус, без которого невозможно изготовление лопаток, сопловых аппаратов для двигателя «SaM146», рассказывает директор по капитальному строительству Анатолий Вишняков.

Огромные инвестиции вполне оправданы, поскольку работа над созданием новых двигателей – в числе приоритетных направлений «Сатурна». В планах – создание современных и эффективных производств с замкнутым технологическим циклом изготовления отдельных узлов. Важнейшие цехи будут перебазированы на новые производственные площади, которые позволят наиболее рационально расставить оборудование, обеспечить самые современные требования к организации промышленного производства. Всё это будет уже в 2012 – 2014 годах. Ну а сейчас Андрей Реус даёт команду «По­ехали! С Богом!» – и мощный автокран в сопровождении бригады строителей опускает в котлован большой железобетонный блок (нижний снимок), под который гости бросили монетки – на удачу.

Самый горячий вопрос – дальнейшая загрузка «Сатурна»

Прямо в поле, где будет корпус заложен, журналисты окружили плотным кольцом руководителей Объединённой двигателестроительной компании, корпорации «Ростехнологии» и «Сатурна». Вопросы, которые интересуют сегодня всех – журналистов, руководителей органов власти города и области, сегодняшних работников «Сатурна» и ветеранов завода: как изменится федеральная политика в отношении предприятий оборонной отрасли, и в первую очередь «Сатурна». Будет ли государственная поддержка стабильной на многие годы вперёд? И какова дальнейшая судьба нового авиадвигателя для российского самолёта? Сегодня заводчанам, их семьям, как и всему городу, нужна уверенность в том, что у завода будет солидный государственный заказ, а у рыбинцев – работа и достойная зарплата.

Управляющий директор НПО «Сатурн» Илья ФЁДОРОВ:

– Все новые объекты, которые вводятся в эксплуатацию в этом году, как и строительство нового литейного корпуса, финансируются в рамках федеральных целевых программ, которые рассчитаны не только на «Сатурн», но и на всю ОДК. Это всё идёт в разрезе создания центров компетенции двигателестроения. Собственные средства «Сатурна» сегодня не достаточны для столь солидных объектов, потому что только в этом году компания планирует получить прибыль. До этого прибыли не было.

Что касается двигателя «SaM146»… Есть в стране две компетенции, которые определяют её технический уровень. Это ядерная энергетика – военная и гражданская, и двигателестроение. Сегодня «SaM146» – первый новый двигатель, который поставлен на серийное производство. Да, двигатель сегодня убыточен. Но ни один двигатель, заново созданный, не бывает прибыльным. Как известно, знаменитый бестселлер CFM-56 пять лет был убыточным, всё начиналось с одного самолёта Люфтганзы. Мы уже в следующем году сделаем 75 машин, а через год выходим на сто машин. То есть 8 двигателей в месяц – это уже реально.

Андрей РЕУС, генеральный директор ОПК «ОБОРОНПРОМ» – генеральный директор УК «ОДК»:

– В России нет ни одного завода, который в последние 10 лет государство поддержало бы больше, чем «Сатурн». Здесь реализуются все проекты, которые пользуются колоссальной под­держкой государства, в том числе по двигателю «SaM146» для самолёта СуперДжет, а также проект создания газотурбинного двигателя мощностью 110 МВт, над которым ОДК работает совместно с «РОСНАНО» и «ИнтерРАО». Мы сейчас действуем чётко по намеченной схеме, по сетевым графикам. Мы предприятие загрузили полностью, есть понятная работа на этот год, на следующий, пятилетняя перспектива просматривается совершенно отчётливо. У нас есть проблемы с тем, что «SaM146» ещё приносит и будет приносить убытки – до определённого объёма серии. В целом перспективы завода у меня никаких сомнений не вызывают. Здесь будут создаваться и центры компетенции по инструментальному хозяйству. Здесь очень серьёзная база по подготовке кадров, уникальный опыт по работе с иностранными партнёрами, это важно, потому что сегодня необходимо использование нормальных современных практик работ. Здесь с участием нынешнего главы города Рыбинска Юрия Ласточкина и его коллег мы проделали огромную работу, которая позволяет совершенно спокойно идти вровень с европейскими и другими партнёрами. Поэтому «Сатурн» – очень интересное место на карте двигателестроения, у которого абсолютно отчётливые перспективы, и если три года назад мне тяжело было сюда приезжать, то сейчас я сюда прилетаю с удовольствием.

Дмитрий ШУГАЕВ, заместитель генерального директора госкорпорации «Ростехнологии»

– Сегодняшние впечатления от «Сатурна» самые наилучшие. Я могу сказать, что «Сатурн», который входит в ОДК, это тот самый алмаз, который, может быть, ещё требует определённой огранки. Но это перспективнейшее предприятие, равных которому в Российской Федерации нет. Вся его деятельность внесена в программу, утверждённую наблюдательным советом, и укладывается в ту политику, которую проводит госкорпорация по линии машиностроительного комплекса. Сегодня в Рыбинске кроме французов уже присут­ствуют американские и итальянские специалисты. На территории Рыбинска будет построено совместное предприятие с «Дженерал Электрик», и в этом ОДК участвует вместе с «ИнтерРАО» в полной мере. Здесь будет развёрнуто производство газотурбинной установки мощностью 77 мегаватт, а это – новые технологии и новые рабочие места. А самое главное для предприятия «Сатурн» – это локализация производства компонентов для серьёзной газотурбинной установки, которая будет производиться на совместном предприятии.

Любите и берегите завод

Вечером праздник «Сатурна» заиграл новыми красками – уже в большом зале клубного комплекса «Авиатор», где собрались работники предприятия, его ветераны и целые заводские династии. Открывая торжество, управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» Илья Фёдоров сказал:

– Усилиями коллектива НПО «Сатурн», УК «ОДК», ОПК «Оборонпром», Российского правительства мы вывели компанию из кризиса, продолжили развитие технологий, строительство новых производственных участков и корпусов, создание на базе компании центров компетенций ОДК, выполнение гособоронзаказа, реализацию всех продуктовых программ, участие в новых масштабных проектах по разработке перспективных образцов газотурбинной техники. Совместными усилиями мы подошли к решению нашей основной стратегической задачи – начать зарабатывать деньги, начать получать прибыль. Совместными усилиями мы шаг за шагом входим в мировое двигателестроение путём интеграции с ведущими зарубежными двигателестроительными компаниями. Я желаю всем нам, чтобы небо опять стало нашим. Об этом мы с вами мечтаем и над этим плодотворно каждодневно работаем. Я уверен, так и будет.

Ярославский губернатор Сергей Вахруков зачитал поздравительную телеграмму российского премьера Владимира Путина и адресовал заводчанам свои самые добрые пожелания. В своём приветствии глава Рыбинска Юрий Ласточкин, ранее руководивший заводом 12 лет, отметил:

– Сегодня конкуренция глобальная, и нужно делать двигатели мирового уровня, мирового качества и по мировым ценам. И чтобы производить двигатели, нужные рынку, нужные миру, важно, чтобы в одном месте в одно время были собраны тысячи и тысячи людей, которые не просто могли делать двигатели, а которые при этом ещё и любили своё дело. Один из современных гениев Стив Джобс сказал: «Чтобы сделать большую работу, нужно сначала полюбить её». В моей жизни была возможность познакомиться с выдающимися людьми, которые любят свою работу, с десятками и тысячами таких людей. И это произошло здесь, на «Сатурне». Сейчас у завода сложное время – новые двигатели, как маленькие дети, они едва подрастают, идут в дет­ский сад, начинают болеть, потом идут в школу и требуют огромного внимания родителей. И пока двигатели становятся на крыло – неважно, какого цвета – белого или стального, проблем будет очень много. Но количество компетентных людей, искренне любящих своё дело, разбирающихся досконально в двигателях, здесь настолько велико, что на все вызовы будет найден адекватный ответ. Я поздравляю вас с праздником, желаю прибыли заводу, зарплаты – людям, а городу – налогов. А самое главное – любите и берегите завод!

В честь дня предприятия более 150 работников отмечены ведомственными знаками отличия в труде с присвоением званий «Почётный авиастроитель» и «Почётный машиностроитель», Почётной грамотой Минпромторга России и объявлением благодарности Минпромторга России, Почётными грамотами ГК «Ростехнологии», ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ», ООО «Союз машиностроителей России», губернатора Ярославской области, главы города Рыбин­ска, ОАО «НПО «Сатурн». В подарок сатурновцам – концерты группы «Любэ» и Кристины Орбакайте.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Уехали за лесом В Гаврилов-Яме около двух часов ночи двое мужчин напали на сторожа МПМК. Избили его и угнали два лесовоза,
  • Взгляд с другой стороны Как у медали две стороны, так и в споре ни один из участников не может претендовать на истину. Она
  • Машина напрокат Если личный автомобиль оказался в ремонте или старый продан, а с новым подвели дилеры, но при этом нужно