пятница 20

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 24 мая 2007

Анатолий ЧУБАЙС: «Энергетика – локомотив экономики России»

16 мая в Москве состоялась традиционная конференция «РАО «ЕЭС России» – открытая компания». Председатель правления энергетического холдинга Анатолий Чубайс на встрече с регио­нальными журналистами поделился своим видением развития отрасли в будущем. «Северный край» приводит наиболее интересные ответы Анатолия Чубайса.

автор Сергей КУЛАКОВ

 

– Анатолий Борисович, реформа электроэнергетики подходит к концу. Что дальше ждет РАО «ЕЭС России»?

– Как сказал недавно председатель совета директоров Александр Волошин, наша открытая компания скоро превратится в «закрытую»: мы действительно находимся на финишной прямой реформы, в результате которой холдинг РАО ЕЭС прекратит свое существование. Все то, о чем говорили энергетики на протяжении последних семи лет, выходит на конечную цель, ради которой реформа и задумывалась. Цель, прежде всего, состоит в том, чтобы от этапа создания рынка, разделения и реорганизации, основываясь на реформе энергетики, выйти на привлечение масштабных, беспрецедентных по объемам инвестиций, которые энергетике остро необходимы. Другими словами – выйти на этап развития.

– На какую динамику электропотребления вы ориентируетесь, чтобы полностью удовлетворить спрос потребителей?

– Мы вышли на уровень исторического максимума электропотребления, достигнутого в 1990 году, и уже в нынешнем году преодолеем его. Дальше мы выходим на объемы потребления, которые никогда не существовали (считайте, что это уже произошло). Масштаб предъявляемого спроса со стороны экономики настолько велик и критичен, что мы попадаем в развилку. Либо энергетика действительно сумеет ответить на этот спрос, создаст мощный импульс собственному развитию и развитию всей экономики – либо не сумеет и станет тормозом развития экономики.

После дискуссии правительство определило динамику электропотребления в стране на следующие пять лет. За этой динамикой стоят две очень коварные особенности. Во­первых, ежегодный темп роста потребления в 2006 – 2010 годах – 4,2 процента. Это втрое выше, чем в предшествующие пять лет, когда он составлял 1,7 процента. Вторая коварная особенность: этот бурный рост происходит как раз в тот момент, когда существующие мощности исчерпали возможности прироста выработки. Сумма этих двух особенностей означает: стране нужны не просто новые вводы генерирующих мощностей, а колоссальные темпы ускорения новых вводов, которые не снились энергетике за все время ее существования.

– Насколько реально резко увеличить в ближайшие годы энергомощности?

– Вопрос правомерный, применимый к тем же город­ским автодорогам. Можно ли в принципе решить проблему пробок в Москве и в других городах страны? Сколько это стоит, какой необходим объем инвестиций, какая инженерная база? А вдруг это невозможно вообще? Мы утверждаем: в энергетике абсолютно возможно и абсолютно реализуемо. Прежде всего, потому, что у нас есть три важнейших опоры. Первая из них – реформа энергетики. Убежден: если бы она не была проведена, у нас не было бы возможности ответить на спрос экономики. Вторая прямо связана с первой. Реформа энергетики позволила получить масштабные инвестиции. Наконец, третья опора – это долгосрочная стратегия развития энергетики.

– Что сделано сегодня, что будет сделано в ближайший год в плане реформирования энергетики?

– Суть реформы – разделение конкурентного и монопольных секторов. В энергетике конкурентными секторами являются генерация и сбыт, монопольными – диспетчирование, магистральные и распределительные сети. Эти два сектора должны жить по­разному. Первый из них – рыночный, со свободными ценами, частными инвестициями. Второй сектор – монопольный. Здесь – государственная собственность, жесточайшее регулирование. И вот разделены 66 энергосистем, создаем рынок электроэнергии. Это задача сверхъестественной категории сложности. Сделать из ухи аквариум – это задача практически неразрешимая. Сделать из аквариума уху гораздо проще: достаточно вскипятить в аквариуме воду. То, что мы сделали в энергетике, – это создание живого аквариума с живыми плавающими рыбками из мертвого рыбного супа.

– Какая выгода для потребителя электроэнергии от появления либерализованного оптового рынка электроэнергии?

– Этому рынку чуть больше полугода. Тем не менее, он уже доказал самое главное. Он эффективен, он решает те задачи, ради которых человечество изобрело рынок вообще. Он создает ситуацию, когда эффективные мощности загружены больше, а неэффективные – меньше. Рынок приносит неожиданности и нам самим. Мы были абсолютно уверены, что в период с сентября по декабрь получим рост рыночных цен, и очень на него рассчитывали. Но рынок сказал – нет, шло последовательное снижение цены вопреки желанию создателей рынка. Причина? Не было зимы в этом году. Мы получили с вами живую систему цен для каждого из шести тысяч энергетических узлов в ЕЭС, в каждый час времени – честное соотношение спроса и предложения, и как результат – честная свободная цена. На основе конкурентного оптового рынка электроэнергии, запущенного с 1 сентября 2006 года, будут созданы рынок мощности, рынок системных услуг. Будет продвигаться либерализация розничных рынков. Но основа – это конкурентный оптовый рынок. К 1 января 2011 года он будет либерализован на 100 процентов.

– Способна ли реформированная энергетическая отрасль привлечь инвестиции в развитие мощностей?

– Большинство механизмов инвестиций – это результат реформы электроэнергетики и создания рынка. В конкурентные сектора должны пойти частные инвестиции; в монопольные сектора – бюджетные. Для конкурентного сектора это, прежде всего, допэмиссии акций (IPO) оптовых и территориальных генерирующих компаний (ОГК и ТГК), механизм гарантирования инвестиций, прямые и частные инвестиции и так далее. Для монопольного сектора – другие механизмы. Здесь допэмиссия имеет второстепенное значение. Более важная часть – плата за технологическое присоединение к сетям. Какие объемы инвестиций нужны для того, чтобы удовлетворить растущий спрос? В 2005 году объем инвестиций РАО «ЕЭС России» – 2 млрд. долларов, в 2006 году – 6 млрд., а в 2007 год – 20 млрд. долларов. Рост в 10 раз за два года. Уже понятно, что эта цифра реальна, мы на нее выйдем, потому, что частный инвестор по­настоящему поверил в рынок.

– Каковы реальные финансовые результаты привлечения инвестиций?

– Первое IPO было проведено в ноябре прошлого года, хотя очень многие считали это невозможным. Инвестору нужно было из кармана достать последний кровный миллиард, заработанный невероятными усилиями, и отдать его в энергетику. Мы получили объем спроса в 10 раз больший, чем объем предложения, привлечено почти полмиллиарда долларов.

Второе IPO дало примерно такой же результат: вместо планируемых полутора миллиардов долларов мы получили 3,1 млрд. Сейчас завершаются еще два размещения. Например, в ТГК­5 мы явно получим больше 11 млрд. рублей. Доказано: массовые частные инвестиции пошли в энергетику в объемах существенно больших, чем мы сами на это надеялись. Вслед за четырьмя IPO, которые фактически были проведены, нам предстоит провести размещение акций всех остальных 16 генерирующих компаний. В результате мы получим колоссальный объем инвестиций.

При этом каждая генкомпания, выходя на IPO, заблаговременно говорит инвестору, куда она намерена вложить средства, вырученные от размещения акции. Для того, чтобы инвестор выложил тот самый кровный миллиард, он более чем дотошно влезает в детали каждого из проектов. Чтобы отдать деньги, он должен быть уверен, что инвестиции сработают. И вот задача решена, инвестор пошел. Идет жест­кая конкуренция, очень большое количество компаний, стремящихся приобрести акции, – как российских, так и мировых.

На выходе – собственно сами инвестиционные проекты. Представьте себе 120 новых электростанций и энергоблоков. Мы вводили в год 2 – 3, максимум 4 блока, и то редко. А теперь нужно ввести 120. В прошлом году всего в России введено около 1600 МВт мощностей, в 2007­м предстоит ввести 3000 МВт, а в 2010 году – более 21000. Вот вам динамика – рост более чем в 10 раз! Она является результатом того объема инвестиций и той стратегии развития, которая на сегодня выбрана. Она отвечает на вопрос о том, что именно должно быть построено, как, где в каких регионах, как обеспечить целостность и комплексность системы.

Чтобы на эти вопросы ответить, нами были разработаны три важнейших документа. Первый из них – это целевое видение до 2030 года, вместе с Академией наук, которой мы благодарны. Второй – генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Этот более предметный документ после тяжелого и мучительного спора принят правительством за основу. Наконец, третий – пятилетняя инвестпрограмма.

– Что получат смежные отрасли от реформы энергетики?

– Вложенные в энергетику деньги предъявляются в качестве инвестиционного спроса другим отраслям экономики. Мы планируем рост спроса на продукцию энергомашиностроения в семь раз за четыре года; на продукцию электротехнической промышленности – в 3,4 раза. Спрос энергетики на уголь за то же время вырастет на 40 процентов, на газ – на 30 и т. д. Рост затрат на науку и образование даже трудно посчитать. Вот почему мы утверждаем: энергетика – локомотив экономики. Я не знаю другой инвестиционной программы в стране, которая бы создавала для других отраслей экономики столь же масштабные возможности развития. И все это – результат проведенной нами реформы.

– Как вы будете закрывать РАО «ЕЭС России»?

– В течение нынешнего лета будут выделены две генкомпании – ОГК­5 и ТГК­5. На втором, финальном этапе реорганизации будут созданы все компании целевой структуры. Они перейдут в собственность акционеров РАО ЕЭС пропорционально их долям в РАО.

А сама компания РАО «ЕЭС России» исчезнет. Осенью этого года мы проведем собрание акционеров (которое, надеюсь, примет соответствующее решение) и 30 июня 2008 года закроем компанию. Вот что должно произойти на наших глазах в ближайшие 14 – 15 месяцев. После этого будет динамично развивающаяся энергетика.

Если кто­то из вас сегодня является акционером РАО ЕЭС, это означает, что в результате реорганизации вы получите акции оптовых и территориальных генкомпаний и Федеральной сетевой компании (ФСК). Кроме того, акции МРСК – холдинга межрегиональных распределительных сетевых компаний. Он будет на 52 процента принадлежать государству, а на 48 процентов – акционерам РАО ЕЭС. Наконец, ГидроОГК – еще одна будущая жемчужина в короне фондового рынка России, я уверен в этом. Ее сегодня нет на фондовом рынке, она появится с 1 июля будущего года. В ГидроОГК будет 52 процента у государства, а 48 процентов – у частных акционеров. Долю государства в системном операторе предлагается увеличить до 75 процентов.

– Кто будет управлять всем этим без РАО «ЕЭС России»?

– На федеральном уровне механизм управления энергетикой должен базироваться на двух опорах. Одна – это государство, другая – саморегулирование. Считаем, что правительство должно усилить свою роль в энергетике после реформы и ликвидации РАО ЕЭС, взяв на себя функции государственного управления в этой сфере. В основе саморегулируемой части – некоммерческое партнерство «Совет рынка». В этой структуре будут представлены поставщики, потребители, а также государство.

У нас есть понимание того, как должен выглядеть механизм управления энергетикой в округах. Мы понимаем, как это должно выглядеть в регионах. Это будет выглядеть не как в дореформенных АО­энерго. Создается совершенно другая модель управления энергетикой, в которой даже увеличиваются полномочия губернаторов – просто становятся более сложными и требуют большей квалификации.

– Если в регионах Золотого кольца России будут построены АЭС, например, в Ярославской области, то не составят ли они конкуренцию электростанциям РАО?

– Решение по новым вводам энергомощностей в Центральной России должно обеспечить устойчивое снабжение электроэнергией Ярослав­ской области в ближайшие 15 лет. Строительства АЭС в Ярославле не намечается. Покрывать потребности региона будем не только с учетом генерации в Ярославле и области, но с учетом передачи электроэнергии из других регионов. В пятилетней инвестпрограмме планируется строительство нового блока на Ярославской ТЭЦ­2. Зато рядом с Ярославлем есть перспективы ввода целого ряда мощностей.

В целом мы убеждены в том, что энергетика станет мощнейшим локомотивом развития экономики. Все то, что сделано в рамках реформы электроэнергетики, позволяет проскочить эту развилку. Проскочить, повернув не в тупик, не в сторону торможения – а в сторону «развития экономики России».

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают