пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 05 июля 2008

Ах, какая красота от павлиньего хвоста

нет фото

…В советской мультипликации пятидесятых годов был один чудный рисованный фильм: про медведя, который пришёл к Айболиту с просьбой подобрать ему хвост посолиднее. А когда добрый доктор предложил Топтыгину на выбор хвост козлика или барашка, мишка взревел обиженно: «Не желаю я хвостов от баранов и козлов! Подавай-ка мне павлиний – золотой, зелёный, синий, чтоб я по лесу гулял, красотою щеголял».

автор Лариса ДРАЧ

 

Вот так, вспоминая у каждого холста про павлиний хвост и нарочитое щеголь­ство напоказ, знакомилась я с представленной в Ярославле экспозицией работ столичного художника, заслуженного художника России Виталия Сергеевича Золотавина.

Что сказать? От увиденного у меня «в зобу дыханье спёрло». Оказалось, что моя душа, разнеженная традиционным среднерусским пейзажем, до которого ярославские живописцы «дюже охочи», совершенно не готова к восприятию столь «высокого искусства». Вот если взять творчество московского придворного живописца Александра Шилова (того самого, про которого остроумно замечено «Шилова – на мылово») и гламурного до отвращения Никоса Софронова (не путать с приличным иконописцем и старовером Пименом Софроновым и известной художницей начала ХХ века, дебютировавшей в составе «Бубнового валета» в 1914 году, Антониной Софроновой… Если вдуматься, то этот самый Никос, хоть и не о нём речь, просто опозорил приличную художе­ственную фамилию), так вот стиль, исповедуемый в творчестве Виталием Золотавиным, окажется куда развесистее «шиловщины» и софроновщины» вместе взятых.

Даже самое невинное из представленного – натюрморт «Август в Крыму» – и тот был бы уместнее в качестве иллюстрации к поваренной книге 1953 года: там аккурат такие же целлулоидные фрукты-овощи демонстрируются. А дальше экспозиция выстроена по принципу «чем глубже в лес, тем толще партизаны». Кстати, и портрет представителя некоего воинства тоже присутствует в экспозиции: косая сажень в плечах, кровь с молоком – на щеках, «грудь его в медалях»… жаль, что не ленты в якорях (фуражка подробно прописана), а то было бы как в песне. А фон… боже мой, что за фон! Амброзия с поэзией, никак не меньше! Лазоревое небо просвечивает сквозь белоствольные берёзки – взглянешь, и сердце сиропом истекает.

Но наивысшего пилотажа слащавости художник достигает в портретах. Вот «Юля с котиком» – хоть сейчас на конфетную коробку, вот «Дама в красном» – парадный портрет некой гражданки, сидящей на троне, принаряженной в красное длинное платье с претензией на исторический костюм, а за спиной у неё, вы не поверите, те самые павлины, которые не сходят у меня с языка. Впечатляет и масштаб парадного портрета – в «хрущёвку» его просто не внесёшь. Но полный «апофигей» (неологизм, сконструированный писателем Юрием Поляковым из помпезного апофеоза и простецкого глагола «офигеть») наступает у картины, соседствующей с портретом любительницы павлинов. Там изображён некий джентльмен вполне совковой наружности, но при этом …в рыцарских латах, у ног которого недобро скалится чёрная пантера, а на заднем плане – средневековый замок на скале. Просто умереть – не встать, какая красота («… от павлиньего хвоста»).

Нет, всё, конечно, понятно – это чистой воды «заказуха», а подобные произведения пишутся по принципу «любой каприз за ваши деньги». (Ну не верю, – как говорил незабвенный Константин Сергеевич, – что художник мог написать подобное по велению сердца!). Могу также допустить, что эти шедевры, развешанные по стенам беломраморных загородных хижин простых новых русских трудяг, радуют глаз хозяев, изображённых с павлинами и в латах. И даже подозреваю, что кое-кто из ярославских живописцев, публично выставляющих исключительно пейзажные пасторали, не гнушается таким средством заработка. Но мне, признаться, было стыдно за именитого художника, почему-то не стесняющегося выставлять напоказ столь безупречный образчик продажного искусства. Это, безусловно, имеет право на существование, коль есть потребитель, но предоставлять для демонстрации подобных творений главные выставочные залы города…

Присут­ствуют в экспозиции и работы, посвящённые рабочему классу, запечатлены и лица государственного уровня. Но «глянец» как образ мысли и восприятия окружающей действительности неумолимо присутствует во всех произведениях. Тем обиднее, что во всём созданном Виталием Сергеевичем чувствуется блестящая школа выпускника знаменитой петербургской Академии живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина – насыщенность цветовой гаммы, сложность и многообразие композиционных решений, исповедуемая не одним поколением русских живописцев реалистическая манера письма. Эдакий бы талантище да в иное русло!

Читайте также
  • 19.12.2012 «Обязательно картина называется портрет» В выставочных залах на Максимова открылась областная выставка, посвящённая одному жанру – портрету.
  • 02.09.2010 Украсим город к юбилею То, что ярославцы стремятся внести свой посильный вклад в подготовку к тысячелетнему юбилею,  ожидаемо, нормально и правильно. Наверное, правильно
  • 23.12.2009 Манная каша Никаса СафроноваВ Ярославле – вернисаж одного из самых модных и дорогих художников столичного бомонда Никаса Сафронова. Выставку с романтическим названием «В
  • 06.02.2009 Штрихи к портрету художникаМы - вдвоём в крошечной прихожей запасника художественного музея. Сотрудница запасника Надежда Воинова тактично оставила нас наедине. Я сижу на нижней
  • 19.02.2008 Кулик традициям не помехаНа целых две недели Ярославль стал средоточием художественной мысли целого федерального округа. Одновременно во всех выставочных залах города представлен
  • 29.03.2006 Женщины и портретыВ муниципальном музее поселка Некрасовское – выставка женского портрета. Из шести художников только один мужчина – Владимир Алексеевич Лапкин, председатель
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают