четверг 03

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 23 сентября 2008

У каждого своя лестница в небо

нет фото

Старинная крепостная Знаменская башня в Ярославле намедни обзавелась... лифтом. Его вместительную кабину из некрашеных досок и натянутой на них парусины за одно утро у прохожих на виду возле обшарпанной, в подтёках и трещинах, стены соорудили волонтёры трёхдневного международного фестиваля современного искусства «Архитектура движения» (о его открытии – публикация «Улицу Свободы «дорисовал» Андрей Кремнёв», «Северный край» за 19 сентября).

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

От типовой конструкции «лифт-панорама» отличается тем, что подъёмное устройство у него особого рода – наши с вами юмор и фантазия. Потолка у кабины нет, над ней стена и небо, а в кабине нашему взору открывается целая выставка фотопанорам, снятых неизвестным папарацци с крыши Знаменской башни.

Только и всего. Прикол нехитрый, но он фестивалю прямо в тему. Сама башня для Ярославля – хрестоматийный образец освоения культурой необжитых городских пространств, и дело было в те времена, когда сами инициаторы фестиваля ещё пешком под стол ходили.

Не забудем, с чего начиналась та «лестница в небо», когда Рэм Юстинов, обустраивая под клубный центр замусоренный склад филармонии, начал собирать народ у своего легендарного самовара. В архиве киноклуба «Юность» сохранилась видеохроника двухлетней ремонтной эпопеи – прямое свидетельство того, на что способны люди, если их не погонять и не морочить им головы разными кабинетными «высокими идеями».

Пришли ученики Юстинова, разночинцы-добровольцы с улицы. На той народной стройке видели мы архитектора-реставратора и школьницу, главного инженера завода и фермера, музыканта филармонии и американского туриста – заглянул полюбопытствовать и сам взял лопату в руки.

Все фильмы Юстинова были про что? Не просто про жизнь, а в её защиту, не о тех людях, кто о добре любит покудахтать, а о тех, кто способен делать его бескорыстно. На тот огонь, видный издалека, с конца «хрущёвской оттепели» и шла к супругам Юстиновым киношная братия. Тарковский показывал только что смонтированное «Зеркало», а потом часа три отвечал на вопросы. Элем Климов читал ещё не снятый сценарий «Иди и смотри». Сокуров привозил свои никому неизвестные вузовские работы.

Поговорить за жизнь приезжали сюда не только земляк-ярославец, режиссёр, вполне тогда благополучный, Дербенёв, но и полубезработные Гурченко и Терехова, опальные Иоселиани и Кира Муратова, гроза всех бездарей и несгибаемый полемист, критик Аннинский.

Так что вполне в духе места зал Знаменской башни стал в эти дни дискуссионным клубом. Острополемический обзор подчас весьма близорукой градостроительной практики в историческом центре Ярославля представил своим студентам преподаватель кафедры архитектуры техуниверситета Михаил Кудряшов.

В тон ему актуальный смысл термина «бумажная архитектура» как одного из способов независимых авторских размышлений проиллюстрировал видеослайдами на своём мастер-классе гость из Москвы Юрий Аввакумов. Рассказать ему было о чём, куратору нашумевшей московской выставки 1984 года под таким названием (те коллекции давно в фондах Русского музея), последних экспозиций с проектами своих друзей и соратников «Арабески» под Москвой, «Роддом» на Венецианской биеннале. К месту вспомнил: довелось ему посотрудничать в разработке экспозиции для венецианской церкви Сан-Стае с молодым коллегой, воспитанником Ярославского техуниверситета, Семёном Расторгуевым, теперь сотрудником столичного бюро «Меганом».

– Чем хороша «бумажная архитектура», – подытожил Юрий Аввакумов, – тем, что в самых безнадёжных ситуациях позволяет нам думать. А у архитектора всегда есть, о чём поразмышлять, например, о выборе – служить или прислуживать.

Почти два часа стараниями видеоинженеров Демидовского университета и переводчицы – куратора фестиваля Насти Прошутинской при полном аншлаге шёл сеанс телемоста со шведом Томасом Нигреном. По философским инсталляциям в сельских ландшафтах, музейных залах, городской среде знают Томаса не только в Америке и Западной Европе, но и где поближе, например, в Санкт-Петербурге.

В порядке эксперимента недавно попробовал он «перенаправить» поток пешеходов в центре северной столицы, сделать движение их по улицам, как сам он сказал, «более осмысленным». Без всякого предупреждения средь бела дня задавал питерцам и гостям города задачки на сообразительность. При этом единственным выразительным средством стала для него знакомая любому полосатая заградительная лента из обихода благоустроителей и ремонтников.

У подъезда одного из досуговых центров, обречённого стать очередным офисом, то «заграждение» смотрелось неожиданной острой метафорой. Такого эффекта, по его собственному признанию, не ожидал и сам автор.

Вот и региональное агентство творческих инициатив и вверенный ей LIFT.проект выбрали для фестиваля-путешествия пешеходный маршрут. Сперва кураторы на фотоэскизах, показанных в зале имени Николая Нужина, «отредактировали» улицу Свободы, убрав в неё транспорт и всю рекламу. А затем на своих двоих отправились осваивать, пока вчерне, ещё не обжитые искусством места.

В окружении слегка недоумевающих покупателей супермаркета «Ниагара» развёртывалось ироническое действо с участием персонажей с пустыми пакетами в руках и широко открытыми ртами – в исполнении Ниной Гастевой и Михаила Иванова из питерского театра «Игуан». Вечером совместную творческую «стоянку» в пустующем пока подземном гараже на площади Труда устроили перформеры и танцовщики трёх городов – Ярославля, Костромы и Москвы.

В полутёмных пространствах, где полы завалены пустыми покрышками, зрелище получилось, прямо скажем, самое экзотическое. Эффекты шоу москвички Анны Балихиной, на стыке видеоарта и свободной пластики, когда исполнительница в световом облаке, «сходит» на подмостки с экрана, зрители наградили дружными «браво».

Переступаем порог ничем с виду не примечательной двухэтажки, выстроенной лет двести назад по присланным из Питера альбомам с «образцовыми» фасадами. Здесь, смотрим, ещё и стройка не кончилась – стены в свежей грунтовке, у крыльца сложены в штабель доски. Но первая в городе мастерская авторских подарков открыта!

Событие тоже из фестивальной программы. Новосёл здесь – воспитанница ВГИКа кинодраматург Полина Вазари, ученица Юрия Арабова. Уроженка Ярославля, Полина сняла картину «Нить Ариадны» о художнике Ариадне Соколовой. Первыми зрителями нового документального фильма Полины Вазари «В поисках утраченного быта» о ярославских коммуналках, снятого при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, и стал недавно актив киноклуба Юлии Кривцовой LIFT.проект.

Так что у Полины своя «лестница в небо». Профессионал она не только в кино. Умудрилась – и где, в Грузии, так уж сложилась её судьба – овладеть двумя древнейшими искусствами: златокузнецов-эмальеров и тэка, по-грузински ручного «валяния» из шерсти платков, игрушек, бижутерии. Когда в Ярославле выдался счастливый случай взять в аренду четвёртую часть старого дома, она и устроила тут мастерскую, нет, не тиражных сувениров, а подарка авторского, каждый из которых существует в одном-единственном экземпляре.

Основа прейскуранта – эмаль и тэка. Прямо против стола консультанта с полки взирает на нас круглыми грустными глазами серенький волчок из великого фильма Юрия Норштейна «Сказка сказок», персонажа из колыбельной о том, что придёт он и ухватит нас за бочок. По Норштейну, помните, хозяева переехали в другую квартиру, а бедного волчка забыли, и он не знает, куда теперь деваться. Ночью в пустом доме печёт на углях картошку.

Есть у Полины мастер-класс, дискуссионный киноклуб на два десятка мест. Экран – на стене, вместо кресел – подушки, чтобы сидеть прямо на полу. Всё здесь по-домашнему. На подоконнике патефон – действующий. В коридоре вывешен номер газеты под названием «Само собой» – дружеский презент, выпускает её такая же мастерская, только в Москве.

Профиль – «лирическая агитка». Тут же обращение к читателям: газета не является средством массовой информации и распространяется путём дарения подарков. Не было времени углубиться в чтение и не могу сказать, много ли в газете лирики, но с чувством юмора у тех, кто её делает, предполагаю, всё в порядке. Под шапкой – такая её расшифровка: «Всё лучшее на свете происходит само собой, нужно только дать этому произойти».

Золотые слова – не убавить, не прибавить, сказано про фестиваль «Архитектура движения». Самое серьёзное событие его программы проходило накануне в джазовом центре – «круглый стол» с обсуждением титульной темы. Зарядила всех адреналином в своём вступительном слове директор регионального агентства творческих инициатив Кривцова: дескать, всё придумали сами, потому что хотим чувствовать себя на улицах родного города как дома. Объяснила, почему не хочется организаторам фестиваля быть «группой захвата» – рассчитывают на мирный диалог с теми, кто принимает решения.

Такой диалог за «круглым столом» состоялся. Короче и яснее всех высказалась директор департамента культуры и туризма областной администрации Лариса Сорокина.

– Приходите. И давайте что-нибудь сделаем вместе, – сказала она, обращаясь к кураторам фестиваля.

Читайте также
  • 15.01.2013 Порадуемся зиме и снегу! Ну какой же русский не любит снежную и морозную зиму!  Для тех, кто чувствует себя в это время года «на коне», чья душа поет и радуется
  • 11.01.2013 Споют рождественские колядки Проверенным фирменным секретом того, как после новогодних каникул лучше всего впрок запастись бодростью и хорошим настроением, владеют с лёгкой руки
  • 10.01.2013 Подарок на Рождество принесли волонтёры 7 января утром, в праздник Рождества, в здании социального агент­ства молодёжи посёлка Борисоглебский собрались волонтёры. Работа кипела вовсю,
  • 29.12.2012 СТОП-КАДРС Новым годом поздравляют друг друга друзья, знакомые и даже незнакомые люди.
  • 22.12.2012 Музам не страшны ни холода, ни кризисы Открывал гала-концерт XI Международного фестиваля искусств «Ярославские гулянья» во Дворце культуры имени А. М. Добрынина на правах
  • 19.03.2005 От мюзикла до театра улиц Сегодня в ДК имени А. М. Добрынина открывается городской фестиваль детских и молодежных театральных коллективов. Он третий по счету. В этот раз среди участников
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • «И саночки ценою два рубли...»  Не секрет, что в биографиях Николая Алексеевича Некрасова, который родился 10 декабря 1821 года,
  • Остров архипелага Недавно социологи проводили исследование на тему, как московские школьники знают историю. На вопрос анкеты,
  • Киношные метаморфозы – Коля, поздно пошел, ай! – это раздается стон Александра Францкевича. На Советской площади идут съемки