вторник 16

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 12 ноября 2008

Искусство, привязанное к местности

В выставочных залах Союза художников развёрнута уникальная выставка «Монументальное искусство России». Впечатляет не столько численность и географическая принадлежность участников (без малого двести художников из Москвы, Петербурга, Ярославля, Центральных областей России, Урала, Сибири, Южного региона страны представили 265 произведений), сколько то обстоятельство, чтопоследняя аналогичная крупномасштабная выставка состоялась…почти двадцать лет назад.

автор Лариса ДРАЧ

 

Среди авторов такие знаковые в пространстве современной монументальной живописи имена, как академики, народные художники России Игорь Пчельников, Алексей Талащук, Николай Мухин, член Совета по искусству и культуре при президенте страны, народный художник России Андрей Ковальчук, заслуженные художники Александр Карих, Григорий Дервиз, профессор Светлана Пономаренко, художники Феликс Бух, Михаил Селищев, Андрей Жевакин и многие другие.

– Я высоко оцениваю эту выставку и как художник, участвующий в ней, и как член выставочного комитета, проделавший вместе с коллегами достаточно жёсткую работу по отбору произведений и по созданию концепции их экспонирования, – отметил академик Российской Академии художеств Николай Мухин. – На мой взгляд, выставка получилась сдержанно-благородная, не «выпендрёжная», и в тоже время в ней представлены практически все виды и направления современного монументального искусства – эскизы, модели композиций, большое количество фотографий уже созданных монументальных объектов, мозаика, витраж, фреска, эмаль, гобелен…. Даже включённые в экспозицию произведения станковой живописи отличаются конкретной «привязкой к местности».

– Как отметил ваш коллега, академик Игорь Пчельников, «связь со средой является принципиальным отличием монументального искусства от прочих видов искусств».

– Совершенно верно. Художника-монументалиста вообще отличает большая ответственность и перед произведением, и перед зрителем.

– Ярославль становится своеобразной художественной Меккой: весной этого года здесь прошла крупнейшая выставка произведений художников Цент-рального региона, теперь вот монументалисты всей страны облюбовали наши выставочные залы. С чем это связано?

– Это очень хорошая на самом деле взаимосвязь. Ярославское отделение пользуется очень хорошей репутацией в Союзе, ярославские художники-монументалисты считаются одними из самых авторитетных в стране, и факт размещения российской выставки в наших стенах свидетельствует о том, что нам доверяют, с нами считаются. Насколько я могу судить, ярославцы эту выставку украсили. Это и Александр Карих, и Леонид Малафеевский, и Андрей Жевакин, и ваш покорный слуга, и бригада Александра Серикова… Нам есть чем гордиться.

Что касается самого Николая Александровича, то вне контекста данной выставки он в настоящее время отдаёт предпочтение занятиям станковой живописью, говорит, что «поскольку двенадцать лет менял одни строительные леса на другие, расписывая храмы, успел стосковаться по мольберту». Однако в заделе у него и проекты по реконструкции двух храмов, не считая, как шутит Мухин, «общественно-бесполезной деятельности». (Николая Александрович – член Совета по культуре и искусству при президенте страны).

Встретившиеся же после долгой разлуки художники-монументалисты со всех концов России не только радовались долгожданной встрече и творческим удачам друг друга, но и пытались в кулуарах выяснить, насколько сегодня востребовано то занятие, которому они посвятили всю свою жизнь.

– В наше время живёт и работает достаточно много художников-монументалистов, но количество заказов резко упало. Государственный заказ почти полностью исчез. Исчезли в нашей профессиональной жизни такие понятия как «синтез», «городская среда», «комплексные решения городских пространств». Очень жаль, что монументальное искусство нашим современным обществом оказалось невостребованным. Хотя множество новых и реставрируемых храмов расписываются… – сетовал народный художник России Игорь Пчельников.

– Вопрос в том, что сегодня считать монументальным искусством, – не согласен ростовский эмальер Михаил Селищев. – Храмовая роспись, конечно, развивается по своим законам, но когда я вижу копии известных икон и под ними авторскую подпись, я недоумеваю: если это сделано сознательно, то это чистой воды плагиат. Я сам, как художник-монументалист, в годы ученичества столько этих копий сделал, но мне в голову не приходило, к примеру, под иконой Дионисия поставить подпись «Селищев». Но если подобное копирование есть для нас норма, то профессиональный союз можно просто заподозрить в творческой импотенции.

Известный же столичный художник Феликс Бух, успевший до открытия выставки побывать в Митрополичьих палатах, где размещена знаменитая ярославская коллекция икон, нашёл явную преемственность поколений и традиций, и это обстоятельство восхитило его.

Однако вряд ли рядовые посетители выставки будут столь глубоко копать. Вот и меня, в частности, больше интересовали проблемы насущные.

– Неужели вы, профессионалы, не можете повлиять на формирование городской среды в сфере рекламы? Тем паче, что у Ярославского отделения Союза художников есть прекрасная практика в сфере социальной рекламы, я имею в виду размещение репродукций картин местных живописцев на рекламных щитах…

– Художники могут и готовы выполнить любой социальный заказ, – не задержался с ответом Николай Мухин, – вопрос в другом: надо формировать вкус граждан, среди которых есть и бизнесмены, заказывающие и оплачивающие ту самую безвкусную рекламу, что у всех вызывает только глухое раздражение, необходимо влиять на вкус градоначальства, а это уже… прерогатива журналистов. Именно такие выставки как эта призваны формировать вкус наших потенциальных заказчиков, а задача прессы – донести информацию о существовании такого направления в искусстве как монументальное до самых широких слоёв населения.

Вот и поговорили. Сошлись на том, что монументальное искусство столь фундаментально, что искоренить его не удастся никаким силам. Художники будут творить и впредь (как пел Булат Окуджава: «Вы рисуйте, вы рисуйте – вам зачтётся!»), а журналисты по мере своих скромных сил – формировать общественное мнение в их пользу.

– Мы неистребимы и живучи! – пошутил заслуженный художник России Александр Карих.

Хотя, если отбросить в сторону все эти профессиональные страсти и кулуарные разговоры, выставка действительно заслуживает того, чтобы на ней побывать.

Читайте также
  • 16.11.2012 Ещё не вечер В двух небольших выставочных залах на улице Максимова экспонируется юбилейная выставка ярославского живописца Евгения Варначёва.  
  • 13.11.2012 Позвольте ввернуть лампочку... в вашу шляпу Картина как центр мироздания для интерьера – так решили взглянуть на обустройство жилища художники из открытого творческого союза «Другая жизнь».
  • 14.09.2012 Наш паровоз вперёд летит В выставочных залах Ярославского отделения Союза художников проходит персональная выставка картин ярославца Александра Кравцова.  
  • 14.09.2012 Как я провёл лето... В залах на Максимова проходит выставка произведений ярославских и костромских художников «Пленэр по всей России».
  • 14.03.2009 Из Петербурга в ЯрославльВ выставочных залах Союза художников открывается выставка под названием «Санкт-Петербург - Ярославль». Участвуют в ней 65 авторов из города на Неве.
  • 24.08.2006 От лубка до самых до шедевровВторая по счету всероссий­ская художественная выставка «Современное храмовое искусство», действующая в рамках фестиваля «Преображение», органично вписалась
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают