среда 13

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Август, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 21 марта 2009

Напишу природе оду – пока не лень

«Завтра иду читать Ахматову учителям. Выбрала 30 стихотворений. Буду немного подглядывать - что за чем. Да как бы прочитать и не заплакать! Надо будет сердечных побольше выпить. В субботу внуки пригласили меня с подругами в кафешку - что-то там затевают. В воскресенье соседей надо позвать, а в понедельник - в школу, там соберутся коллеги. Не помереть бы мне от такого юбилея, - с весёлой хитринкой в глазах рассказывала о том, как будет встречать свой 90-й день рождения старейшая учительница 37-й школы Инна Степановна Полещук. И продолжает: - Не люблю я дни рождения, а уж эти 90 лет вообще бы под кроватью встретить потихонечку».

автор Марина ШИМАНСКАЯ.    фотограф Анны СОЛОВЬЕВОЙ.

 

Для кого-то, наверное, долголетие - нелёгкая ноша: поликлиники, болезни, лекарства. Но не для Инны Степановны. С первой фразы понятен рецепт её молодости: юмор, ум, доброта. А что три инфаркта за плечами - с кем не бывает. Фраза за фразой, и понимаешь - перед тобой не почтенная дама, а школьник-хулиган. Вот уж точно: с кем поведёшься. Вся жизнь Инны Степановны - с детьми и для детей. Школьников учила русскому языку, своим внукам писала стихи. Так и получилось, что прожила две жизни. Одну - учителем. Другую - детским поэтом. Может быть, Господь и отпустил ей столько, чтобы всё успеть?

Воспоминания детства - самые тяжёлые. От них и сейчас на её глазах наворачиваются слёзы. Юмор не спасает, слишком больно. Нет, её не ругали, не били. Просто в семье оказалась чужой. Родной отец, революционер, умер рано, а в доме появился нелюбимый отчим. И в школу отдали не вовремя, и хоть училась без единой четвёрки, пришлось пойти на рабфак.

Вместе с Инной училась там девушка из НКВД, помогла устроиться на работу. А уж потом, работая, поступила и в институт, замуж вышла. Байкал, Иркутск, Благовещенск - далеко от Ярославля прошли юные годы. Когда мужу предложили из нескольких городов выбрать место дальнейшей службы, решили, что поедут в Ярославль.

И для Инны Степановны тоже началось время службы. Ведь учительство, особенно тех лет, правильнее называть служением, а не работой. Кроме уроков русского языка и литературы вела уроки по искусству. Сама решила, что детям это необходимо, в учебной программе тогда не было мировой культуры, а значит, такие уроки и не оплачивались. Седьмые классы - зарубежное искусство, восьмые - русское. Все годы работы вела театральную студию. Ученики её давно сами стали бабушками и дедушками, а те уроки по искусству помнят. А Инна Степановна с особым удовольствием вспоминает ту особую рабочую атмосферу, которая была в родной 37-й школе.

- Я говорю завучу Валентине Николаевне: «Я ставлю за четверть Кате по литературе «2». Она мне: «Ну, так уж и «2»! Подожди, я её ещё сама поспрашиваю». И на следующий день: «Что это ты придумала - «2»? Да она мне 40 цитат из Грибоедова наизусть рассказала. Эк, разошлась, никакой двойки».

У кабинета всегда сидели ребята - что-то сдавали, пересдавали, просили объяснить непонятое. Это было нормально, когда работа продолжалась и после уроков. А как умела Инна Степановна убедить ребят тренировать память заучиванием стихов наизусть! Из личного опыта знала, насколько это полезно для развития не только памяти, но и мышления.

- Кто выучит «жемчужину русской литературы» «Мцыри» наизусть - получит «отлично» за четверть при любых предыдущих оценках. Этим и купила. Не ожидала, что самый тихий троечник, к радостному изумлению всего класса, прочитает без запинки «Мцыри» от начала до конца, - вспоминает учительница.

Слово надо держать: пришлось украсить журнал пятёрками - по одной за каждые два столбца.

- Я не знаю, как установить ребёнку правильную русскую речь, если не читать классику, - говорит Инна Степановна. - Мне страшно смотреть, что сейчас происходит с русским языком. И тем страшнее, что не какие-то мальчишки на улице говорят, а чёрным по белому на телеэкране: «Качай клёвый хит на свой сайт». Хорошо, что Ахматова этого не видит.

Может быть, кому-то покажется странным такой ход мысли бывшей учительницы. Но не тем, кто её хорошо знает. Она любит каждое ахматовское слово. По великой поэтессе меряет свою жизнь, по ахматовскому слову - современный русский язык. И вслед за ней утверждает, что русский язык - это и есть наша жизнь:

- Ахматову обвиняли, что даже в военных стихах «Мы знаем, что ныне лежит на весах...» она писала не о советской Родине, а о русском языке. Помните: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!.. От плена спасём, и внукам дадим - навеки!» Где это - навеки? Как можно не понимать, что язык - это и есть Родина?

Вместе с пенсионным возрастом в жизнь Инны Степановны вошли внуки. Здоровья для школы уже не хватало, и всю душу отдала своим Машкам - Николашкам. Важнее, чем «покормить - погулять», было правильно воспитать. Правильно - значит, честными людьми. Ещё очень хотелось передать свою любовь к природе, красоту которой сама она научилась видеть и ценить с детства. И пошли детские стихи.

Осторожненько из почки

Выбираются листочки,

Расправляют складки,

Потягиваясь сладко:

Долго-долго мы во сне

Тосковали о весне.

Ах, как солнышку мы рады

Лучше нет для нас награды.

 

Чистые, как капелька росы, прозрачные, как лесная осенняя паутинка, нежно звенящие, словно полевой колокольчик. Каждое слово любит природу и аккуратно настраивает на любовь детскую душу. Инну Степановну называли ярославской Агнией Барто, её книжки выходили немалыми тиражами в Верхне-Волжском книжном издательстве, по ним ярославские малыши учились любить родной край. К сожалению, теперь эти стихи можно прочитать только у автора - они давно не переиздавались.

И в какие двери Инна Полещук ни постучится - везде не до неё. В детских отделах книжных магазинов - горы современной яркой макулатуры. Но такие книги не годятся для чтения детям, они только для получения гонораров бездарными авторами. Вот поэтому и обращается Инна Степановна то к одним, то к другим - возьмите, напечатайте. Ей гонорары не нужны, за родную природу и родной язык всю жизнь душой болеет.

- Хочу «прорваться» к нашему мэру. Но никак не пропускают. Три года у них стихи пролежали - всё обещали издать книжку! А я-то, глупая, верила, что издадут и подарят в детские сады, как просила! Видно, пока таких работников по темечку не стукнут, ничего делать не хотят! - в своей шутливо-хулиганской манере объясняет Инна Степановна.

Мне до «хулиганства» автора далеко, но я её вполне поддерживаю. Таких стихов сейчас ищи - не найдёшь, а здесь сам поэт «приносит на блюдечке» и денег не требует. Инна Степановна - поэт настоящий. Спрашиваю её: из чего получаются стихи?

- Из любви и ненависти, - говорит поэтесса. - Люблю природу и ненавижу людей, которые её губят. А рождаются стихи по-разному. Вот как-то сижу, делаю пирожок. И вдруг - с потолка падает: «Головастики спешат превратиться в лягушат». Оставила пирожок, пошла записала. И всё остановилось. Пошла делать пирожки дальше. Думаю, нет, надо закончить. Когда не «падает с потолка», садишься за стол и ищешь. Иногда ночь сидишь, пока найдёшь. И такое счастье! Помню, один поэт рассказывал: «Напишешь вечером стихи, хочется открыть форточку и крикнуть: «Люди, гений родился! А утром встанешь - какой дурак это написал?».

Стихотворение, которое «упало с потолка» приняло такой вид:

 

Головастики спешат

Превратиться в лягушат:

Только вышел из икры -

Уже самостоятельный.

Тут совсем не до игры,

Милые приятели.

Разыгрался аппетит?

Не съесть бы что не надо,

Ведь никто не запретит -

Мамы нету рядом.

Да тебя бы кто не съел!

Ах, как много трудных дел.

 

Стихи «падают» только в головы настоящих поэтов - вот главное отличие. Если этого нет, лучше и не писать. «Вымучивать» из себя стихи нельзя, особенно детские.

К счастью, стихи её не оставили, даже когда выросли внуки. Но одних стихов энергичной Инне Степановне было мало.

- Чтобы жить, надо постоянно себя чем-то занимать. В 70 лет я поехала работать в Заячий Холм, в школу, - делится она своим рецептом долголетия. - Там тетрадей поменьше проверять, моё зрение уже больших нагрузок не выдерживало. Проработала шесть лет. Там можно было поэкспериментировать - по-своему давала тему «Причастия», рассказывала, как сказку. Получалось понятнее и проще, и никогда мои ребята в причастиях не ошибались. Да и каких только у меня увлечений не было за эти годы! Сухие букеты делала, разводила гладиолусы. Стала ходить читать Ахматову таким же старушкам, как я. А теперь ещё на свои деньги печатаю сборники детских стихов.

Ответ на вопрос: что такое счастье - даже искать не стала, отшутилась:

- Ой, не знаю. Спросите, что полегче.

Зато Учитель и в свои 90 хорошо знает, что сегодня всего нужнее детям:

- Надо с раннего возраста развивать память, мыслительные способности. Нельзя надеяться на умные машины, иначе мы ничего больше не будем изобретать. В школе надо будить мысль, а не загонять ребёнка в схемы и тесты. Надо избавляться от иностранщины в языке, опасно терять свою речь.

Завидное глубокомыслие. Совет Инны Степановны - учить наизусть хорошие стихи, русскую классику - вполне можно брать на вооружение. Если и мечтать о долголетии, то только о таком - в светлом разуме.

- Больше всего боюсь незаметно для себя превратиться в дурака. Это когда все будут замечать, что ты - дурак, а сам - уже нет.

И от этой боязни она продолжает учить те стихи, что ещё не успела выучить за 90 лет. Но пока ей можно быть совершенно спокойной. Строчки продолжают «падать с потолка», а они, как известно, куда попало не падают.

 

Плетусь в просящей позе,

Но рада, что жива.

Давно почила в бозе
вся дружная братва.

А я варю обеды,
таскаюсь на базар.

Меня минуют беды -

Ведь это ж Божий дар!

Благодарю природу
за каждый Божий день.

Я напишу ей оду,

Пока писать не лень.

Читайте также
  • 31.10.2012 Лекарство от беды В ярославском издатель­стве «Ещё не поздно!» вышла необычная, но весьма полезная книга, где собраны стихи если не о вреде пьянства, то
  • 21.09.2012 Все переменится. Листья спадают словно девичьи одежды.Бабье лето в Ярославле завершается. В выходные метеорологи прогнозируют дожди, а с понедельника начнётся резкое понижение температуры.
  • 05.09.2012 Копилка литсобытий  Поздравляем! Поздравляем!11 августа поздравления с 70-летием принимала поэт, член Союза российских писателей, руководитель клуба любителей словесности
  • 29.08.2012 КОПИЛКА ЛИТСОБЫТИЙ11 августа поздравления с 70-летием принимала поэт, член Союза российских писателей, руководитель клуба любителей словесности «Тысячелетие» Тамара Рыкова.
  • 27.06.2012 ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА:«См. выше» – твори ярче! В преддверии Дня России Ярославль принял первый фестиваль актуальной поэзии и малой прозы «См. выше». Его организаторы поставили задачу расширить
  • 08.06.2012 Вечер народного поэта «Я родился на Сити» – так называется новая книга брейтовского литератора Алексея Ситского, выход которой отметили творческим вечером
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Первые сорок пятьСегодня Ярославское училище культуры отмечает 45летие. Юбилейные меро-приятия начнутся серьезно – с
  • Монета в подарок МОСКВА. Сбербанк России передал вчера в дар Государственному Историческому музею (ГИМ) одну из самых
  • Весть от без вести пропавших В многотомник областной Книги памяти вписаны десятки и сотни тысяч имен тех, кто не вернулся с войны.