пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 07 августа 2002

"Киноежик" развивается по спирали

Ставший уже традиционным для Углича образовательный фестиваль "Киноежик" завершился. Пора подвести некоторые итоги. Главный из них, разумеется, в том, что "Киноежик" состоялся как фестиваль. Хотя и не в том виде, в каком задумывался несколько лет назад.

автор Антон ЧЕРКОВ.

 

А задумывался он как чисто кинообразовательный - с некоторым даже уклоном в киноведение - и мыслился как некая прививка хорошего вкуса подрастающему поколению. Но, как показали первые три года его работы, воспитание этого самого вкуса на одном только просмотре фильмов - дело довольно проблематичное. И вот тогда был сделан гениальный ход - попробовать пробудить в подрастающем поколении интерес к кино не "извне", а "изнутри", предложив детишкам самостоятельно влезть в шкуру киноактера, режиссера, костюмера, фотографа, оператора, музыкального редактора ну и так далее. И не просто увидеть их работу наяву, а "сделать кино" совершенно самостоятельно - от сценария до озвучивания.

И тогда "Киноежик" стал настоящим событием - ведь факт есть факт: наши мальчишки и девчонки действительно не подкачали и оказались способны в самом деле снимать за считанные дни настоящие (хоть и короткометражные) фильмы. В этом году их набралось пять, и лично мне (заранее признаю субъективность подхода) более всего понравился фильмик "Бабушкины пирожки".

Сюжет его незамысловат, главная мысль стара как мир (состоит она в том, что альтруизм предпочтительнее себялюбия), но КАК это сделано! Начинается все с музыки: под мелодию сиртаки некие продвинутые девочки начинают хвастаться друг перед другом уровнем жизни. Одна демонстративно откупоривает "Кока-Колу", другая вытаскивает из-под подушки "Сникерс", третья - сотовый телефон, четвертая достает из-под кровати магнитолу, пятая - музыкальный центр... Темп музыки ускоряется, и вместе с ним все быстрее крутится "ярмарка тщеславия" - на свет Божий извлекаются связки бананов, наборы косметики, солнцезащитные очки, леденцы, ананасы...

Вдруг музыка обрывается, и на пороге появляется с огромным чемоданом в руках деревенского вида девушка. Явно стесняясь, она открывает свою ношу и выкладывает на стол льняной узелок с пирожками и банкой варенья. После некоторой заминки пирожки расхватываются. И тут... юным индивидуалисткам становится стыдно. "Сникерсы" и чипсы занимают на домотканой скатерке место пирожков, а нарастающий выпендреж сменяется трогательным единением.

Кино обходится при этом без слов - одной пантомимой юные актрисы творят чудеса, демонстрируя поочередно и зависть, и самодовольство, и высокомерие, и растерянность, так, что им, пожалуй, и голливудские "профи" позавидуют...

Но руководитель актерского мастер-класса Ольга Ширенова была удивлена не столько удачной игрой своих подопечных (дети, по ее мнению, прирожденные лицедеи), сколько тем, что сценарий для фильма появился на "Киноежике" в уже готовом виде и не потребовал никакой "профессиональной шлифовки". Написала его Женя Красноруцкая в родной деревне, в которой нет ничего даже отдаленно похожего на театральный кружок или иную самодеятельность. Для руководителя детского театра "Чудо" появление в самой что ни на есть глубинке сценариста-самородка было и в самом деле открытием - так же, как для других мастер-классов открытием были талантливые фотографы, музыкальные редакторы и характерные актеры школьного возраста.

Но ведь открытия просто так не происходят! В том, что они состоялись, - уже немалая заслуга "Киноежика", на этот раз собравшего в сотрудничестве с детскими киноклубами под одной крышей 70 перспективных ребят со всего Центрального федерального округа. Последнее обстоятельство позволило даже организаторам фестиваля слегка попенять руководителю "Ералаша" Борису Грачевскому: не дело, мол, замыкаться в поисках персонажей в одних только московских окнах, шире надо смотреть на поиск талантов... И Грачевский (на верхнем снимке) обещал над этим подумать.

Думы же отцов-основателей "Киноежика" пошли еще дальше, вернувшись к истокам проекта, но, так сказать, уже на новом витке диалектической спирали. Неподдельный интерес к миру кино у того, кто к нему прикоснулся, - это здорово и закономерно. Но ведь не само на себя кино должно работать. Хорошим фильмам нужны еще и грамотные зрители. И увеличение их числа для образовательного кинофестиваля - задача не менее важная, чем поиск потенциально талантливых сценаристов и актеров.

Поэтому серьезный разговор о кино на нынешнем "Киноежике" возобновился, однако на другом уровне: среди публики молодой, но уже понимающей, что к чему, и потому заинтересованной в предмете разговора.

Для этого была предусмотрена ретроспективная программа, в рамках которой юные киноведы могли посмотреть как старинного "Нового Гулливера" (1935 год), так и ставшую уже классикой "Республику ШКИД", и совсем уж современный полнометражный мультфильм "Шрек".

Что касается последнего, то наиболее интересным оказался даже не сам мультфильм, а его обсуждение, которое вел профессиональный психолог Александр Горьковой. Юным киноманам предлагалось ответить на простенький вопрос: каким был бы конец мультика, если бы его сняли в 70-х годах ХХ века на студии Диснея?

Вопрос был с "подвохом" - хеппи-энд в фильме и в самом деле нестандартный. Шрек (с виду жуткий, но внутренне симпатичный тролль) силой обстоятельств вынужден спасать прекрасную принцессу Диону, чтобы сдать ее с рук на руки лорду Фаркуаду - злобному карлику, мечтающему путем женитьбы стать "настоящим" королем. В этой достаточно привычной ситуации есть, однако, одно "но" - прекрасная Диона по ночам сама превращается в (как бы это сказать по-русски?) троллиху - избавить ее от этой метаморфозы может только поцелуй любящего человека. После мелодраматических перипетий тролль Шрек все-таки целует Диону. И если бы мультфильм снимался в 70-х годах, то Шрек превратился бы в прекрасного принца. Но в ХХI веке все остается как есть - и после всеобщего ликования счастливая пара троллей удаляется в сторону болота в Золушкиной карете-тыкве.

Наблюдательные юные киноманы заметили, что данный сюжетный ход уже использовался однажды в "Обыкновенном чуде" (когда чудом оказывается как раз его отсутствие), затем сравнили говорящего осла, увязавшегося вместе со Шреком спасать принцессу, с бессмертным образом Ивана-дурака из русских сказок. Но всего этого психологу казалось мало. "Чего ж вы еще хотите от 12 - 14-летних детей?" - собирался уже возмутиться автор этих строк (в недавнем прошлом сам педагог), как вдруг детки сопоставили "Шрека" с... "Солярисом" Андрея Тарковского.

Едва ли кому-то из взрослых киноведов пришло бы в голову такое сравнение, но оно оказалось вполне правомерным: оба фильма замечательны тем, что разрушают стереотипы восприятия.

В самом деле, почему это непременно тролль должен превращаться в принца, а не принцесса - в троллиху? Чем его счастливая жизнь на болоте хуже плетения дворцовых интриг и самодержавного самодурства? Почему это мы в космосе ожидаем встретить либо запредельную нечисть вроде "Чужого", либо "братьев по разуму", которых непременно надо спасать - не от тирании, так от экологических бедствий? А вдруг нам не попадется ни то, ни другое, а нечто совсем неожиданное - разумный океан Солярис, например?

А если копнуть еще глубже (уже с "наводкой" психолога), то не каждый ли человек по-своему "Солярис", и не от нежелания ли понимать друг друга страдаем мы в первую очередь?

"Вот это да!" - только и оставалось подвести итоги этому обсуждению. И пожалеть, что не реализовалась в этом году идея вынести киноклуб из стен лагерного кинозала в цирк-шапито на Успенской площади Углича. Впрочем, как в народе говорят, еще не вечер. Не вышло вынести серьезный разговор о кино "в массы" в этом году - получится в следующем. Увидим в этом году по телеку "Бабушкины пирожки", а в следующем, глядишь, и целый спецвыпуск "Ералаша" составим. Спираль-траектория такая: вперед и вверх. И никак иначе...

Фото Сергея БАБЕНКО.

Читайте также
  • 20.09.2012 Великие и неповторимыеАбонемент будет называться «Кино в лицах знаменитых и прекрасных», а это даёт возможность включать в его программу фильмы не только музыкальных
  • 12.05.2012 Волшебник сказочной Страны Оз 15 мая закрывается очередной сезон абонемента «В мире прекрасных звуков». В его программе – фильм-сюрприз – «Волшебник из Страны Оз».
  • 12.03.2012 Живое искусство – каждый день рядом! Не надо учить его смотреть Гостем Ярославля стал директор Российского института культурологии, ведущий авторской телепрограммы «Культ кино» на канале «Культура»,
  • 02.02.2012 Ах, это чёрно-белое кино!.. Как прекрасны радужные оттенки жизни, как наслаждаемся мы голубизной ясного неба, зеленью листвы и всем разноцветьем окружающей нас природы! Незабываемое
  • 02.12.2011 Дмитрий «Goblin» Пучков любит только хорошее кино29 ноября Ярославль посетил известный в России переводчик Дмитрий Пучков, которого киноманы больше знают под именем «Goblin». В кинотеатре
  • 30.08.2011 День кино без премьер Центру кино «Россия», открытому в Угличе чуть меньше года назад, не привелось в минувшую субботу отметить премьерными показами профессиональный
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Купола, устремлённые в нёбоВ селе Гавшинка Ярославского района произошло большое событие – старинная Спасская церковь обрела разом,
  • Нет жизни без игры На берегу Рыбинского водохранилища, уткнувшись носом в бок верного друга лайки Таймыра - Таймы, как называли
  • Эдип, Сирано, дядя Ваня... Три драматических спектакля, представленных на недавнем фестивале «Золотая маска», прошедшем на сцене